Ольга Воробьева
Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Овощи и фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка образовательной деятельности
по теме : «Овощи и фрукты»
Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни).
Виды деятельности : коммуникативная, познавательная, игровая.
Образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Поддержание у детей интереса к развитию собственных элементарных математических представлений.
Задачи:
Публикация «Методическая разработка образовательной деятельности по теме „Овощи и фрукты“» размещена в разделах
1. Закреплять навыки счета в пределах 5.
2. Формировать умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов.
3. Способствовать обогащению представлений воспитанников об овощах и фруктах.
4. Совершенствовать умение различать и называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник) и объемные геометрические формы (шар, куб, цилиндр).
5. Развивать познавательный интерес и мыслительную активность воспитанников.
6. Воспитывать желание помочь товарищу, целеустремленность, самостоятельность, инициативность.
Материалы и оборудование
Оборудование:
Мультимедийное оборудование: экран, проектор.
Ноутбук.
Мольберт.
Демонстрационный материал:
Схема-карта сада и огорода.
Корзина с плодами (муляжами).
Пластиковые ящички для овощей и фруктов.
Плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник) и объемные геометрические формы (шар, куб, цилиндр).
Раздаточный материал:
Счетный материал по количеству детей (яблоки и морковь).
Корточки с изображением геометрических форм и фигур по количеству детей.
Цветные карандаши по количеству детей.
Предварительная работа:
1. Рассматривание овощей и фруктов.
2. Беседа с детьми на тему: «Что где созревает?».
3. Разгадывание загадок об овощах и фруктах.
4. Дидактическая игра «Что где растет?».
Ход
1этап:
Способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Содержание Обратная связь
на высказывание детей
Воспитатель создает предметно-развивающую среду в Центре познавательной активности.
Подзывает детей. Они произвольно располагаются рядом.
- Ребята, как вы думаете, что это?
- Для чего необходимы эти материалы?
- Что с ними можно делать?
Предложения детей.
- Верно, с ними можно играть, можно их сосчитать и сравнить по количеству. А вы любите считать?
Ответы детей.
- Кто из вас знает, какое сейчас время года?
Ответы детей.
- Согласна с тобой. Наступила осень. Кто может подсказать, чем она отличается от других времен года?
Ответы детей.
- Осенью в садах и огородах созревает урожай. Как вы думаете, что с ним необходимо сделать?
Ответы детей.
- Ты точно подметил, урожай нужно сохранить, но прежде его необходимо пересчитать и распределить. Кто сможет мне помочь?
Ответы детей.
- Класс!
- Я предлагаю узнать об этом вместе!
- Какой ты наблюдательный!
- Мне очень интересно твое мнение!
- Здорово, что ты такой любознательный!
- Я рада, что смогла заинтересовать вас!
- Точно!
- Мне понравился твой ответ!
- Как здорово, что ты об этом знаешь!
- Замечательно!
- У тебя очень важные сведения для нас!
2 этап:
Способствуем планированию детьми их деятельности.
Содержание Обратная связь
на высказывание детей
- Ребята, я предлагаю вам сосчитать урожай. Хотите? Сможете?
Ответы детей.
- Как вы думаете, что нам для этого необходимо?
Ответы детей.
- С чего мы начнем? Для чего это необходимо?
Ответы детей.
- С какими трудностями мы можем столкнуться? Как их избежать?
Ответы детей.
- Что вы хотите узнать (сделать?
Ответы детей.
- Здорово!
- Я очень рада!
- У тебя все получится!
- Ты классно придумал!
- Замечательная идея!
- Мы так и сделаем! Вы согласны?
- Ты точно подметил!
- Верное решение!
- Кто с ним согласен?
3 этап:
Способствуем реализации детского замысла.
Содержание Обратная связь
на высказывание детей
Перед детьми на экране или мольберте схема-карта «Сад и огород».
- Друзья, кто знает, что изображено на карте? Как это узнать? Кто может помочь?
Предположения детей. Если возникает затруднение:
- Я знаю. Спросите меня. Я вам помогу.
- Это схема сада и огорода. Кто из вас знает, что растет в саду?
(Фрукты)
- Что растет в огороде?
(Овощи)
- Чем они похожи?
(Их можно употреблять в пищу)
- Чем они отличаются?
(Из них готовят разные блюда. Готовят их разными способами)
- Кто сможет разложить фрукты и овощи отдельно в ящики?
Ответы детей.
Игровое упражнение
«Раздели на группы»
(фронтальная деятельность)
Цель: закрепить умение детей классифицировать плоды по признаку «овощи – фрукты».
Дети делятся на две команды, каждая отбирает заранее оговоренные плоды овощи или фрукты. Воспитатель наблюдает за правильностью выполнения задания.
- Сколько овощей вы сложили в ящик?
Ответы детей.
- Сколько фруктов в ящике?
Ответы детей.
- Что можно сказать о количестве плодов в ящиках?
(Их поровну, одинаково, по 4)
- Ребята, у вас на столах тоже лежат плоды. Сможете их разложить?
Ответы детей.
Игровое упражнение
«Сосчитай плоды»
(индивидуальная деятельность)
Цель: закрепить навыки счета в пределах 5.
- Итак, на верхней полосе (в верхнем ящике) мы сложим овощи, а на нижней – фрукты. Отсчитайте столько же моркови, сколько овощей было в нашей корзине. А яблок столько же, сколько моркови.
Дети выкладывают на счетное полотно счетный материал: на верхней полосе овощи (морковь, а на нижней фрукты (яблоки). Воспитатель наблюдает за правильностью выполнения задания.
- Сколько овощей ты сложил в ящик?
Ответы детей.
- Сколько фруктов в ящике?
Ответы детей.
- Чего больше фруктов или овощей?
Ответы детей.
- Чего меньше фруктов или овощей?
Ответы детей.
- Что можно сказать о количестве овощей и фруктов?
(Их поровну, одинаково, по 4)
- Как получить число 5?
(Надо к четырем прибавить еще 1)
Дети добавляют к овощам одну морковь, а к фруктам – одно яблоко. Пересчитывают плоды, сравнивают их количество.
- Сколько стало овощей?
Ответы детей.
- А сколько фруктов?
Ответы детей.
- Что можно сказать о их количестве?
Ответы детей.
- Как мы получили число 5?
(К четырем прибавили один)
- Я уверена, у тебя все получится!
- Это будет чудесно!
- Класс!
- Как ловко ты справился с заданием!
- У тебя превосходно получилось!
- Ух, ты!
- Согласна с тобой, нам это очень необходимо!
- Отлично, я уверена, что вам понравится!
- Может кто-то думает иначе?
- Кто еще хочет добавить?
- Верно подмечено!
- Какие интересные сведения!
- Я рада, что ты так много знаешь!
- Уверена, что нам пригодятся такие важные сведения!
- Супер!
- Ты точно подметил!
- Класс!
- Как интересно ты мыслишь!
- Согласна.
- Ты верно подметил!
- Может, есть еще мнения?
- Все согласны?
- Какие еще есть предложения?
- Отлично!
- Ты абсолютно прав!
- Я согласна с тобой!
- Я уверена, что всем понравится!
-Здорово!
- Ты прав!
Перед детьми на столе лежат плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник) и объемные геометрические формы (шар, куб, цилиндр).
- Кто из вас может сказать, как называются эти фигуры (формы?
Ответы детей.
- Чем они отличаются друг от друга?
Ответы детей.
- На что они похожи?
Ответы детей.
- С какими плодами можно сравнить шар (круг, цилиндр и др. ?
Ответы детей.
- С какими геометрическими формами нельзя сравнить плоды?
Ответы детей.
- Почему?
(У большинства плодов нет граней, углов, они имеют округлую форму)
Игровое упражнение
«Подбери плоды»
(индивидуальная деятельность)
Цель: закрепить представления о геометрических формах и фигурах.
На столах перед детьми карточки с изображением геометрических форм и фигур. Дети рядом рисуют подходящий по форме фрукт или овощ. Воспитатель поощряет самостоятельность, целеустремленность, желание помочь товарищу.
- Как я рада!
- У тебя классно получилось!
- Супер!
- Как же здорово ты справился с заданием!
- Точно подмечено!
- Супер! Очень важные сведения!
- Может, есть иное мнение?
- Интересное предположение!
- Как точно ты выразил свое мнение!
4этап:
Способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности.
Содержание Обратная связь
на высказывание детей
- Что мы хотели сделать?
(Сосчитать урожай)
- Получилось ли у нас? Почему?
Ответы детей.
- Что мы для этого делали?
Ответы детей.
- Что было самым трудным? Почему?
Ответы детей.
- Что было самым интересным? Почему?
Ответы детей.
- О чем ты расскажешь своим родителям? Почему?
Ответы детей.
- Чему ты научишь своих друзей (младшего брата или сестру?
Ответы детей.
- Для чего ты это сделаешь?
Ответы детей.
- Мне с вами тоже было очень интересно. Особенно мне понравилось, как Маша и Коля считали плоды. Они были очень внимательны. Кирилл был старателен и правильно выполнил все задания, а Миша очень легко сравнивал геометрические формы с плодами. Вы мне очень помогли! Спасибо! В случае, если дети недовольны достигнутым результатом:
- Какая необычная у тебя идея!
- Мне важно твое особое мнение!
- Интересное пояснение!
- В следующий раз мы сможем реализовать твое предложение!
В случае, если дети довольны достигнутым результатом:
- Согласна с тобой!
- Класс!
- Супер!
- Очень важное утверждение!
- Я рада, что ты сказал об этом!
- Мне очень важно твое мнение!
- Превосходная идея!