Твердякова Лариса
Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы с ТНР «Паронимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст группы для детей с ТНР.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель: создать условия для формирования фонематического восприятия.
Задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы с ТНР „Паронимы“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитию эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности планировать совместную деятельность со сверстниками;
• способствовать обогащению активного словаря; развитию фонематического слуха (различение на слух звуков и слогов через слова-паронимы).
Материал и оборудование: циферблат с двумя стрелками с картинками (обозначающими паронимы) вместо цифр.
ХОД
1 этап:способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Логопед. Ребята, на прошлой неделе на занятии я спросила, какое значение имеет слово «новички». Соня ответила, что это те дети, которые никогда не были в садике, пришли в первый раз и стали знакомиться. А Саша ответила, что это такие насекомые, которые летают ночью и светятся.
Как вы думаете, почему так получилось?
(Предположения детей.)
Логопед. Кто или что летает ночью и светится?
(Ответы детей.)
Логопед. Послушайте эти два слова: новички – светлячки. Как вы думаете, они похожи или отличаются?
(Ответы детей.)
Логопед. А как мы поняли, что это разные слова?
(Ответы детей.)
(Логопед подводит детей к тому, что когда дети объяснили значение каждого слова, то сразу стало понятно.)
Логопед. В русском языке много слов, которые похожи по звучанию, но имеют разное лексическое значение. Они называются паронимы. Очень важно их не путать, чтобы не получилось, что светлячки знакомятся, а новички летают ночью.
Я подобрала много паронимов и у меня получилась вот такая игра.
(Логопед демонстрирует циферблат с двумя стрелками с картинками (обозначающими паронимы) вместо цифр.)
Логопед. Сможем ли мы их не перепутать, хотите попробовать? Какие будут ваши предложения?
(Предложения детей.)
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности.
Логопед. А как мы будем играть?
(Ребята предлагают.)
Логопед. Я правильно поняла: мы будем находить похожие по звучанию слова, и объяснять их значения?
(Ответы детей.)
Логопед. Ребята, как мы будем их подбирать: все вместе или по очереди?
(Дети предлагают.)
Логопед. Только давайте сразу договоримся внимательно слушать друг друга и говорить по очереди. Хорошо?
3 этап: способствуем реализации детского замысла.
Логопед. Итак, приступаем к игре.
(Ребята подбирают паронимы, поворачивая стрелки на два слова, и объясняют их значения.)
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии детской деятельности.
Логопед. Ребята, почему Соня и Саша дали разное объяснение слову «новички»? (Логопед индивидуально обращается к некоторым детям.)
Логопед. О каких словах-паронимах мы узнали из игры? (Логопед подводит детей к закреплению значения слова «паронимы»)
Логопед. Чему мы научились?
Логопед. Каким образом?
Логопед. Что было самым интересным сегодня в нашей деятельности?
(Ребята анализируют свою деятельность на занятии.)