Приложение МААМ

Комплекс фронтальных занятий по логопедии «Гласные звуки и буквы» в старшей группе

Анастасия Кудлаева
Комплекс фронтальных занятий по логопедии «Гласные звуки и буквы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема «Звук А»

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить детей со звуком [А], научить четко произносить звук [А], запомнить его артикуляцию, учить слышать его и выделять из ряда других звуков, учить определять направление звука в пространстве, учить выделять звук [А] в ударной позиции в начале слова.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, слухового восприятия и внимания, фонематического слуха, мышления, координации речи с движением.

Публикация «Комплекс фронтальных занятий по логопедии „Гласные звуки и буквы“ в старшей группе» размещена в разделах

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Предметные картинки, в названии которых есть изучаемый звук, рабочие тетради, контейнер с карандашами, зеркало на каждого ребенка, символы звуков (квадратики, погремушка.

Ход занятия

1. Оргмомент. Упражнение «Откуда раздался звук

Дети закрывают глаза. Логопед звенит погремушкой, а дети должны рукой указать, откуда слышен звук.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство со звуком [А].

Логопед предлагает детям прослушать ряд слов, при этом голосом выделяет звук [А] во всех этих словах.

Логопед : Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?

Логопед показывает детям и объясняет артикуляцию звука [А] : Когда мы произносим звук [А], то:

- губки в спокойном состоянии;

- ротик широко открыт;

- язычок спокойно лежит во рту;

- горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок руки детей лежат на горлышке).

После показа и объяснения логопеда дети правильно произносят звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.

4. Характеристика звука [А].

Логопед рассказывает детям о том, что звук [А] гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду). Для обозначения всех гласных звуков используется красный квадратик.

Логопед знакомит детей с символом звука [А] : девочка укачивает куклу и поет ей: ААА.

5. Фонетические упражнения.

а) произнести вслед за логопедом на плавном длительном выдохе:

девочка укачивает куклу: аааааааа.

б) произнести вслед за логопедом отрывисто :

— что просит сказать врач, когда осматривает горло? – А-А-А.

в) произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько раз логопед хлопнет в ладоши.

6. Упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [А]».

Логопед произносит разные звуки, а дети хлопают в ладошки тогда, когда услышат звук [А] :

а, у, о, а, а, п, а к, в, а, а.

7. Упражнение «4-й лишний» :

Логопед просит детей назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]) : Апельсин, артист, суп, астроном.

8. Игра «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».

Логопед читает детям стихотворение и просит их договорить последнее слово в нем, а затем назвать первый звук в этом слове. Дети выполняют соответствующие движения.

Он большой, как мяч футбольный, Руки — полукругом перед собой.

Если спелый — все довольны. Поглаживают правой рукой животики. Так приятен он на вкус,

И зовут его —. (арбуз)

9. Физминутка

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

10. Упражнение «Внимательные ушки» :

Логопед читает стихотворение и просит детей ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].

— Что везешь, Автомашина? При перечислении фруктов дети пра-

— Все, что есть на букву А : вой рукой последовательно загибают

Вот арбузы, апельсины, пальчики левой руки.

Абрикосы и айва.

12. Работа в тетради.

Дети рисуют в антенну в тетрадях.

13. Итог занятия.

Тема «Звук У»

Цель: знакомство со звуком [у], с буквой «у».

Коррекционно-развивающие задачи:

-научить детей узнавать музыкальные инструменты по звуку;

-познакомить детей со звуком [у], способом его характеристики с опорой на артикуляцию;

-научить детей четко произносить звук [у];

-познакомить с понятием «гласный звук»;

-учить выделять ударный гласный звук в словах и слогах

1. Знакомство со звуком [у]

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки: утка, уши, улитка, удочка.

При этом педагог громко и четко называет их, выделяет голосом первый звук [у] в словах. Затем просит детей ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук слышится в этих словах?»

Дети перед зеркалом вместе с педагогом показывают артикуляцию звука [у] :

губки вытянуты вперед трубочкой;

зубки не смыкаются;

горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке).

2. Характеристика звука [У].

Логопед рассказывает детям о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный квадратик.

Логопед знакомит детей с символом звука [У] : волк воет на луну:

УУУУ.

3. Фонетические упражнения.

а) произнести вслед за логопедом на плавном длительном выдохе:

волк воет: уууууууууу.

поезд едет: уууууууууу…

б) произнести вслед за логопедом с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

поезд приближается: ууууУУУУУУ.

поезд удаляется: УУУУууууу.

4. Арти. гимнаст.

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке : у-у-у.

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

5. Сливание АУ –УА.

6. Игра «АУ».

7. Работа в рабочей тетради (по программе).

8. Дидактическое упражнение.

«Поймай звук». Педагог произносит разные звуки и слова. Как только дети услышат звук [у] или слово со звуком [у], нужно хлопнуть в ладоши. (Узнавание звука [у] из ряда изолированных звуков, различных по артикуляционному и акустическому качествам) :

- А, У, И, А, О, У, И, Ы, У, О, А, У.

- Слова: аист, улица, Ира, угол, иглы, Аня, умница.

9. Итог занятия.

Тема «Звук Э»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

-знакомство со звуком и буквой Э;

-выделение звука [Э] из ряда гласных звуков и начала слова;

-анализ ряда гласных типа ЭУА;

-чтение ряда гласных;

-образование множественного числа существительных.

Коррекционно-развивающие:

-правильное произнесение звука [Э] в словах и предложениях;

-расширение словарного запаса по теме «Осень»;

-употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-развитие памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать желание активно участвовать в образовательном процессе.

Ход ООД

1. Орг. момент

-Сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука [И] (А, У,

или сейчас встанет тот, у кого имя начинается на звук А,И.

2. Повторение

-что такое звук?

-какие звуки мы знаем?

-какие это звуки? Почему?

Д/игра «Какой звук я хочу сказать (беззвучная артикуляция)

-как догадались?

-Сколько звуков я сказала? (АИ, ИАУ) – анализ

3. Знакомство со звуком [Э]

-Сейчас я широко открою рот, широкий язык положу за нижние зубы и скажу Э-Э-Э.

-Какой звук я сказала?

-Произнесите этот звук хором, по одному.

-Как вы думаете, звук [Э] какой? Почему?

4. Этот звук есть в словах :

Д/игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Э]»

Эмма Эхо Электрик Экскаватор Экскурсия

Элла Это Электричество Эскалатор Экскурсовод

Эдик Экран Этажерка Эскадрон Этажи

Д/игра «Эхо»

1-й ряд говорит [Э] громко, 2-й – тихо.

А-у-и-э-и-у-а-о-э-а-и-э…

5. Подобрать слова-действия:

ветер: дует, раскачивает, кружит, завывает…

деревья: растут, качаются, желтеют…

листья: желтеют, осыпаются, кружатся, шуршат…

6. Работа в тетради (по программе).

7. Арти. гимнастика.

8. Итог занятий.

Тема. «Звук и буква И».

Цель: Знакомство со звуком и буквой И.

Задачи: уточнить артикуляцию звука [И]; познакомить детей с буквой И; учить соотносить звук и букву; учить выделять звук [И] в начале слова в ударной позиции; учить анализировать звуковой ряд из двух и трёх элементов, развивать дыхание и голос, артикуляционную моторику.

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, к нам пришёл сегодня герой, из леса, он только проснулся, а голос его еще спит, давайте поможем разбудить его голосок. Голосок просыпается (дети произносят звук [И], поднимаем руки вверх, произносим звук высоко, на уровне груди – пониже, опускаем руки вниз – низко).

Работа над развитием дыхания и голоса.

Вдохнуть и на выдохе произносить: И.

Какой звук мы слышим?

Дети произносят звук [И] перед зеркалом, затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.

Анализ артикуляции звука [И].

- губки в «улыбке»;

- зубки сближены, но не сомкнуты;

- язычок лежит на дне ротика, его края касаются коренных зубов;

- горлышко «работает».

- Когда вы произносите звук [и], мешает ему что-нибудь в ротике? (Нет)

- Значит звук [и], какой? (Гласный)

- Каким значком мы обозначаем звук? (Квадратиком)

- А какого цвета будет квадратик, если звук гласный? (Красного цвета)

- Давайте вспомним наше правило про звуки - звуки мы слышим и произносим.

Развитие артикуляционной моторики: закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом: «Окошко», «Лопаточка», «Качели», «Толстячок», «Худышка».

Сказка «Звери в лесу» (арттикл.)

С какими звуками мы уже познакомились?

(А,У)

Давайте поиграем, я буду произносить гласные звуки, как услышите, поднимите красные квадраты вверх.

- Выделение звука из ряда гласных : у и о п а и м к а п о а, и.

- Выделение звука из ряда слогов : он, ин, Ул, ик, ул, ос, ут.

Фонетическое упражнение.

Произносим протяжно звук [И], сначала громко, потом, постепенно ослабляя голос, будем произносить всё тише и тише.

Работа в раб. тетради Крупенчук О. О, звук и буква «И».

Игра «Суд- жок».

Работа в тетради - Воробьева – звуковые дорожки.

Игра «Чья, чей»

Подведение итогов.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки»Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки» Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Цель: совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

«Буквы Б, б. Звуки [б ] [б’]» Орг момент. Встаньте ровно! Подарите свои улыбки друг другу и мне. Садитесь. Руки? На месте. Ноги? На месте. Спина? Прямая! Мотивация..

Конспект занятия «Гласные звуки и сопряженные движения» Гласные звуки. Цели: - закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [э], [о], [у]; [и; [ы]; - закрепить зрительные образы символов.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ноябрю. Гласные звуки (обобщение)» Цель: Совершенствование фонетико-фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; анализ и синтез сочетаний из 3 гласных букв.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка»Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Мастер-класс по изготовлению книжки «Гласные звуки»Мастер-класс по изготовлению книжки «Гласные звуки» Авторы: Медведева Надежда Федоровна Баринова Валентина Павловна Чернявская Надежда Федоровна Дидактическая книжка из фетра "Гласные буквы".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс фронтальных занятий по логопедии «Гласные звуки и буквы» в старшей группе
Опубликовано: 30 сентября 2020 в 19:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс фронтальных занятий по логопедии «Гласные звуки и буквы» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кудлаева (УИ 406186) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД