Получи документы

Мастер-класс для воспитателей Блоки Дьенеша как эффективное средство развития логической сферы и математических представлений (6 фото)

Татьяна Герасимова
Мастер-класс для воспитателей Блоки Дьенеша как эффективное средство развития логической сферы и математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для воспитателей "Блоки Дьенеша - эффективное средство развития логической сферы и математических представлений у дошкольников"

ов"[/b][/b]

Цель: Знакомство с возможностями блоков Дьенеша в развитии логической сферы у детей дошкольного возраста.

Мастер-класс для воспитателей Блоки Дьенеша как эффективное средство развития логической сферы и математических представлений

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для воспитателей Блоки Дьенеша как эффективное средство развития логической сферы и математических представлений» размещена в разделах

– Донести до осознания необходимость работы с блоками Дьенеша.

– Познакомить участников с вариантами применения данного дидактического материала на практике в работе с детьми дошкольного возраста.

– Обучить методам и приемам использования блоков Дьенеша в педагогическом процессе.

Фото №1 Мастер класс для воспитателей

Оборудование: Мультимедиа. Презентация.

Раздаточный материалблоки Дьенеша, наглядный материал к играм, методические пособия.

Фото №2 Блоки Дьенеша Блоки Дьенеша эффективное средство развития

Ход

1. Ознакомление с темой урока, обозначение актуальности.  (Слайд 1)

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего мастер-класса «Блоки Дьенеша в математическом развитии детей дошкольного возраста».

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. (Слайд 2)

Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш настолько влюблен в свою науку, что задается вопросом, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвящает исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выясняет – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки. Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики.

2. Знакомство с блоками (Слайд 3)

Итак, что из себя представляют блоки Дьенеша.  

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, толщине, размеру. Следовательно, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Варианты свойств и различия по величине и толщине дети легко распознают и называют. В наборе нет двух одинаковых фигур. В зависимости от возраста можно использовать не весь набор, а какую-то его часть.

(Слайд 4) Десятки игр разной степени сложности объединят ребенка и взрослого. В ходе образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с блоками Дьенеша ребенок учится выявлять и абстрагировать свойства предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям.

Слайд 5 Начинать работу с блоками можно с младшей группы с того, что предоставить детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. Далее можно вводить игры по определённым правилам.

Предлагаю сразу включиться в игру.

3. Засели аквариум рыбками

У вас на столах есть аквариумы (один на пару). Внимательно послушайте условия игры. Я вам предложу сразу разные варианты, а в работе с детьми вы начнёте с одного варианта и постепенно будете менять их. Вашей паре надо заселить в аквариум только красные рыбки, вам – только большие, вам – только треугольные. Приступайте к работе. В зависимости от уровня развития детей вы можете детей и озадачить – поставить проблемные вопросы «Почему у тебя в аквариуме рыбки разного цвета?». Как вы ответите на этот вопрос? (Хотя рыбки и разные по цвету, все они треугольной формы). Таким образом мы учим детей классифицировать по заданным свойствам и абстрагироваться от несущественных свойств.

Таким образом, выполняя эту за дачу, можно предложить детям разные ситуации и мотивы: построить дорожку только из жёлтых фигур, посадить на клумбу только круглые цветы, посадить на цветы только треугольные бабочки и т. п.

4. Знакомство с альбомами

(Слайд 6) Можно использовать образцы, предложенные в специальных альбомах (Слайд7)

 Размер фигур в альбоме соответствует размеру блоков. Сначала дети путем проб и ошибок, по аналогии находят такие же фигуры по форме, цвету, величине, выкладывая разные сюжеты.  (Слайд 8)

5. Подвижная игра «Найди свой домик» (Слайд 9)

Ознакомление детей с признаками блоков может быть и в подвижных играх Например, в раннем и младшем дошкольном возрасте можно поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого ребенка в руках фигура, а на полу разложены 3 обруча: красный, жёлтый и синий. По сигналу «Найди свой домик» дети должны найти обруч такого же цвета, что и фигура в его руках.

6. Хороводная игра «Кто ты?» (Слайд 10)

А мы сейчас поиграем с вами в хороводную игру «Кто ты?». Для этого каждый из вас должен взять из набора по одному блоку и встать в круг лицом в центр. Блоки вы держите перед собой. Для этой игры нужен будет водящий. В более старшем возрасте вы можете даже сами блоки использовать для выбора водящего. Я покажу, как на основе систематизации осуществляется выбор водящего. Возьмите все из моего (одного) набора по одной любой фигуре. Встаньте в круг. Рассмотрите свои блоки. Сделайте один шаг внутрь круга те, у кого красные блоки. Сделайте круг поменьше. А теперь из красных блоков внутрь маленького круга сделайте один шаг те, у кого треугольные блоки. А теперь те, у кого маленькие фигуры. А теперь те, у кого толстые фигуры. И это будет только 1 ребёнок. Почему? (Потому что он обладает всеми названными 4-мя свойствами. А такая фигура в наборе только одна. Он и будет ведущим). У ведущего не должно быть в руках блока, поэтому он кладёт свой блок обратно в коробку. Он должен бегать за кругом (например, пока звучит музыка, а по окончании музыки остановиться, постучать о спинку того, около кого остановился, и спросить: «Тук-тук, ты кто?» А тот, к кому постучались, должен назвать все признаки своей фигуры: форму, цвет, размер и толщину.

Если Вы работаете с детьми раннего или младшего дошкольного возраста, вы можете предложить детям назвать любое 1 свойство (например, только цвет). Если признаки фигуры названы правильно, ведущий с игроком меняются местами. Водящим становится тот, кто правильно назвал все признаки фигуры. Игра продолжается. Всем понятны правила игры? Тогда выберите водящего по моему примеру. (Проводится игра «Кто ты?»)

Какой вывод можно сделать?

Игра позволила детям акцентировать внимание на все признаки фигур. Дети обозначали эти свойства словесно, анализировали друг друга, сравнивали фигуры по толщине и величине приёмами приложения, наложения (если в нём была необходимость) или на глаз.

“Угадай ка!»

7. Настольная игра «Построй дорожку» (Слайд 11)

Сейчас я хочу показать вам универсальность данного средства. Одна и та же игра имеет разную степень сложности, что позволяет использовать его в работе с детьми разного уровня развития, в разных возрастных группах.

Поиграем в игру «Построй дорожку». Можно играть в парах. Можно выкладывать дорожку на полу, на столе. Располагайтесь так, как вам удобно. Чтобы усилить мотивацию, можно провести игру в соревновательном плане для детей старшего дошкольного возраста «Кто быстрее построит дорожку?» или в подготовительной группе «Построить дорожку за определенное время по песочным часам». Будьте внимательны. Надо построить дорожку так, чтобы рядышком не было двух одинаковых по форме фигур. (Студенты выкладывают дорожку, предлагаю проанализировать правильность выкладывания дорожек друг у друга).

Теперь отодвиньте, пожалуйста, блоки в сторонку. Усложним игровую задачу.

2-й вариант игры: построить дорожку так, чтобы рядышком не было 2-х одинаковых по форме и цвету фигур. (Студенты выкладывают дорожку, предлагаю проанализировать правильность расположения фигур друг у друга). В чём сложность второго варианта игры? (Надо удержать в памяти 2 заданных свойства).

Как вы думаете, какой следующий вариант усложнения?

3-й, ещё более сложный вариант игры: построить дорожку так, чтобы рядышком не было 2-х одинаковых по форме, цвету и величине фигур. (Студенты выкладывают дорожку, предлагаю проанализировать правильность расположения фигур друг у друга).

Почему 3-й вариант игры выполнялось дольше? Какие мыслительные операции развиваются в игре? Умение анализировать, сравнивать, абстрагироваться от несущественных признаков. У ребёнка развивается способность удерживать в памяти названные существенные признаки, сосредоточенность внимания.

Настольная игра «Домино»

Вы уже все знаете принцип домино. Самый простой вариант этой игры с блоками заключается в том, что мы анализируем фигуры только по одному свойству (например, по цвету). И игровым правилом будет необходимость рядом класть любую фигуру, кроме фигуры такого же цвета. А мы с вами сразу возьмем более сложный вариант, когда в правилах обозначим сразу 2 свойства.

Для проведения игры каждый отсчитайте себе по 7 любых фигур. Можно по считалке определить, кто начнёт игру, или использовать другие приёмы, например, начнёт тот ребёнок, у кого есть фигура жёлтая, треугольная, тонкая, маленькая. Тот и начинает игру. Внимательно слушайте правила игры: рядом не должны быть фигуры, одинаковые по форме и величине.

В этой игре дети должны четко удерживать в памяти сразу 2 свойства и абстрагироваться от толщины и цвета.

Игра "Чудесный мешочек"В этой игре необходимо определить форму, цвет и толщину блока на ощупь

8. Карточки-коды.  (Слайд 12)

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков.

Существуют и карточки с отрицанием.  (Слайд 13) Это те же самые изображения, но перечёркнутые крест-накрест. Такие карточки означают отсутствие данного признака у фигуры.

Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования.

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

9. Игра «Фигурки играют в прятки»

Давайте попробуем поиграть с этими карточками. Первая игра называется «Фигурки играют в прятки»(Слайд 14) Я выложила с помощью карточек признаки той фигуры, которую вы должны найти у себя в коробке. (Проводится игра «Фигурки играют в прятки»). Обоснуйте свой выбор. А теперь сами «спрячьте» (закодируйте) фигуру, используя коды отрицания. (Показываю фигуру, а участники «кодируют» ее с помощью карточек). Поиграйте в парах. Одна кодирует информацию (прячет блок в схематичные изображения свойств блока, а другая находит его (декодирует информацию).

Слайд 15

10. Представление альбомов и методических пособий

(Слайд 16) Существует множество интересных игр, предложенных в разных пособиях и специальных альбомах для детей разного возраста, они представлены на слайде и. некоторые из них имеются у нас в саду. А в некоторые игры, представленные в них, мы сейчас ещё поиграем.

Загадки

Золтан Дьенеш разработал логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве. Перед игрой нужно объяснить ребенку основную терминологию – «внутри» и «вне» обруча. Слайд 17

12. «РАЗДЕЛИ БЛОКИ»

Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам,

производить логические операции «не», «и», «или».

В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки

деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю

– все толстые, а волку – круглые.

Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их

должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и

толстые! Ими могут играть все звери вместе.

Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам

разобраться – выяснить, где чьи подарки, кто чем может пользоваться на

правах совместной собственности!

13.

Спасибо всем участникам за активное сотрудничество и взаимопонимание.

Фото №3 Логическое мышление логической сферы и математических представлений у дошкольников ов Цель Знакомство с возможностями блоков Дьенеша в развитии логической сферы у детей дошкольного возраста Фото №4 Математические представления ФЭМП Методические материалы для педагогов и воспитателей Работа Фото №5 Педсоветы семинары тренинги для педагогов Развитие ребенка
Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Макетирование как средство развития математических представленийМакетирование как средство развития математических представлений Как мы делали макет «Город» Дети группы «Капельки» и педагоги Маркина М. В., Янченко П. П. Цель: Создавать условия: • для творческой и игровой.

Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений»Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений» 9 февраля наш детский сад открыл свои двери для педагогов Сахалинской области в рамках курсов повышения квалификации ИРОСО (на базе инновационной.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей Блоки Дьенеша как эффективное средство развития логической сферы и математических представлений
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 18:59
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей Блоки Дьенеша как эффективное средство развития логической сферы и математических представлений» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Герасимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД