Елена Козырева
Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека»
Макс Эйве.
Что такое шахматы - спорт, игра, наука, искусство?
О шахматах можно говорить очень много. Вот как высказываются о них великие люди.
Г. Клаус: «Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления»
Публикация «Опыт работы „Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Сухомлинским: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти… шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память».
Русский писатель Л. Н. Толстой говорил: «Я люблю шахматы потому, что это хороший отдых; они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно…»
«Шахматы — это игра – пробный камень человеческого ума». Так говорил писатель Иоганн Вольфганг Гете.
«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» Рауль Капабланка.
Бенджамин Франклин: «Шахматная игра – не просто праздное развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни».
В 2012 году президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, приветствуя гостей и участников матча за звание чемпиона мира по шахматам, отметил; «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько ходов вперёд. А главное, воспитывают характер». Матч проходил в Москве в Третьяковской галерее.
Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Мудрая игра была изобретена не одним человеком, а целым народом в Индии в шестом веке нашей эры. Шахматы — это не просто игра, шахматы-это увлекательный мир, одна из популярных интеллектуальных игр. Польза от занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами и результатами.
Сегодня шахматы самая распространённая настольная игра, сочетающая в себе элементы спортивного мастерства, науки просчитывать многоходовые комбинации и искусства, психологического владения игрой и молчаливого воздействия на противника. Безусловно, игра в шахматы имеет большое воспитательное значение, она учит логически мыслить, развивает усидчивость и концентрацию внимания, учит проявлять выдержку и не поддаваться панике во время игры, планировать свои действия на 3-5 шагов вперёд, способствует становлению настоящей творческой личности. Во время игры в шахматы у игроков проявляется характер, и открываются многие особенности личности, о которых они даже не подозревали. В научных исследованиях психологи и педагоги иногда используют шахматы для создания и изучения моделей поведения человека.
Для чего нужны шахматы …Нужно ли учить дошкольников этой игре? Многие исследования показали, что обязательно надо учить детей шахматной игре. Это самая гениальная игра, которую придумало человечество. Шахматы содержат в себе воспитательную, образовательную, физическую и эстетическую функцию. Шахматы-спорт, но не физический, а умственный. Шахматы — это отличная подготовка к школе
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки.
Такое авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания широко популяризовать шахматы в дошкольных образовательных учреждениях. Из своего опыта работы могу сделать вывод, что у детей дошкольного возраста действительно имеется громадный потенциал возможностей обучения игре в шахматы
Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в дошкольном возрасте. Х. Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам.
Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Благодаря раннему знакомству с шахматами многие из них стали чемпионами мира, поэтому я начинаю обучение дошкольников игре в шахматы с 5 летнего возраста.
Актуальность обусловлена тем, что родители и педагоги в школе жалуются на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Дети плохо ориентируются на плоскости. Эти проблемы можно решить с помощью обучения детей игры в шахматы. Обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах.
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. Отличительной особенностью данной игры является то, что шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний.
Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста.
Содержание программы
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Дошкольники знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей : загадки, стихи, сказки, дидактические игры, шахматные миниатюры и инсценировки, встречи с игроками с большим опытом игры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов
Цель: научить детей игре в шахматы; в процессе обучения способствовать концентрации внимания, развивать логическое мышление, произвольную память, изобретательность.
Задачи:
1. Популяризация шахматной игры среди детей дошкольного образовательного учреждения и их родителей.
2. Организация здорового досуга.
3. Подготовка детей, владеющих элементарными основами шахматной игры.
4. Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.
5. Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.
Игра в шахматы захватывает сразу несколько образовательных областей:
1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.
2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям
. 4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Формы и режим работы кружка
Летом 2016 года я прошла обучение технологии проведения шахматных занятий и получила сертификат. В этом учебном году в нашей группе началось обучение шахматной игре. Шахматный кружок посещают все дети группы. Проводится он 1 раз в неделю в течение 30 минут. В работе отсутствует принудительный момент, дети не замечают, что их обучают. Оказываю помощь в игре тактично, не назойливо, воспитываю у ребят привычку к преодолению трудностей.
Процесс обучения шахматам проводится в форме увлекательной игры: рассматриваются рисунков в книгах, чтение сказок В. Г. Гришина, придумывание своих, заучивание стихов и загадок. Обучение игре идёт на уровне, доступном для ребенка. В работе учитываются дидактические принципы: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от неизвестного к известному, внося элемент занимательности и новизны, для того чтобы шахматы дарили детям радость, обогащали их духовный мир. Эта игра при умелом руководстве становится средством воспитания и обучения
Важным условием успешного обучения является визуальный контакт т. к. игра в шахматы развивает наглядно- образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Все дети изначально талантливы. Ребенку и воспитателям надо усвоить известную истину: шахматы дело занимательное, но и сложное, шахматы –каждодневный труд, труд упорный и настойчивый
Во время обучения не следует часто проводить турниры, это может отрицательно сказаться на психике ребенка.
.
Планируемые результаты освоения программы
К концу первого года обучения дети должны знать:
-шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партия, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья
-начальное положение (начальная позиция,;
-названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- правила хода и взятия каждой фигуры.
уметь:
-ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности ив совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
-правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
-различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
-рокировать;
-объявлять шах, мат;
-решать элементарные задачи на мат в один ход ребенок владеет материалами и инструментами
Методическое обеспечение
1. Методическая литература под редакцией И. Г. Сухина «Там клетки чёрно белые чудес и тайн полны» 1 и 2 часть, специально разработанная для дошкольников.
2. Рабочие программы 1-4 годы обучения «Шахматы школе» под редакцией И. Г. Сухина
3. Перспективный план работы на год, который был выставлен в родительском уголке для ознакомления.
4. На группу мы приобрели
- шахматы деревянные настольные (4 шт.)
-демонстрационную настенную доску (1метр/ 1метр)
-шахматное напольное полотно (3 метра/3 метра)
5. Увлекательная книга «Малыши играют в шахматы» под редакцией В. Г. Гришина, которая уводит детей в сказочный мир шахматной игры, достойно заняла своё место в книжном уголке
5. Картотеки с шахматным содержанием
-дидактические игры
-загадки
-стихи
-схемы ходов шахматных фигур и пешки
6. Альбом со сказками
Всё оборудование находится в доступном месте и дети в любую свободную минуту отрабатывают своё мастерство
Работа с детьми
1. Просмотр познавательных шахматных мультфильмов, где шахматные фигуры и пешки оживают и с ними происходят приключения
2. Игры на развитие логического мышления «Шахматный мешочек», «Что изменилось», «Правильно, неправильно», «Найди сходство и разницу», «Узнай по описанию», "Шахматная лесенка", "Домино", "Узнай фигуру", "Собери шахматную доску"
3. Создание альбома «Шахматная страна»
Наши дети очень любят рисовать. И с заданием «Придумать и нарисовать сказку про шахматные фигуры» они с лёгкостью справились. У детей получились яркие и позитивные рисунки. Нарисованы целые шахматные семьи и все фигуры, пешки улыбаются. Только было несколько рисунков где нарисовано сражение
4. Лепка
Из солёного теста дети с удовольствием лепили шахматные фигуры и доску, а затем раскрашивали их
5. Решение шахматных задач
«Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Сними часовых», «Выиграй фигуру».
6. Участие в муниципальном конкурсе рисунков на шахматную тему «В шахматном королевстве», в рамках партийного проекта ВПП "Единая Россия" «Шахматный всеобуч»
8 октября 2018
1. Конкурс рисунков ориентирован на развитие познавательной активности.
Функция конкурса - выявление уровня интеллектуальной одаренности детей 5-7 лет.
2. Цель конкурса – содействие развитию интеллектуальной деятельности.
3. Задачи конкурса:
• Популяризация шахмат среди воспитанников, родителей и педагогов;
• Выявление одаренных детей, для дальнейшего развития их способностей
7. Встречи с интересными людьми
К нам в гости приходил дедушка Симоненко Любы Семёнов Сергей Дмитриевич шахматист с 55-летним стажем игры. Он рассказал детям свою биографию, много интересного и увлекательного из мира шахматной игры, с удовольствием отвечал на вопросы детей.
- С какого возраста вы стали играть в шахматы? (вопрос детей)
- С 10 лет! И вот уже 55 лет играю в эту очень развивающую и познавательную игру
- А кто вас научил играть?
- Я смотрел, как играют другие и сам учился. Вам, дети, очень повезло, что у вас в садике есть воспитатель, который учит вас играть в шахматы
- А вам шахматы помогают в жизни?
- Конечно! Я работал инженером в ПТО, а шахматы развивают логическое мышление, помогают думать, решать задачи, развивают усидчивость, память, внимание, а ещё помогают серьезнее заниматься. найти друзей по интересам с которыми я общаюсь очень долгие годы. А для вас, дети, это отличная подготовка к школе
- А вы обижаетесь когда проигрываете?
- НИКОГДА! Проигрыш это стремление к победе, новая возможность для развития. Желание побеждать
- А где придумали эту игру?
- Возникновение шахмат, как и возникновение многих других вещей на Земле, покрыто тайной за давностью лет, обросло мифами и догадками, и имеет, как водится, множество версий. Считается, что их придумали в Индии.
Сергей Дмитриевич рассказал очень интересную историю о том, что раньше он общался с другими игроками с помощью отправленной открытки по почте. Такая шахматная игра является одним из видов заочных игр. Сергей Дмитриевич с зарплаты покупал большую пачку открыток и посылал их в другие города. В каждой открытке был написан 1 ход. На ответ отводилось 3 дня. Партия по почте могла длиться 1-1.5 года! В наше время компьютеризации есть много возможностей игры в шахматы. Можно играть с компьютером, по скайпу или в онлайн с живыми игроками. В нашем городе есть шахматный клуб на машгородке, где проводятся занятия и шахматные турниры. Там можно найти друзей по интересам. Но помимо игры в шахматы надо заниматься спортом посоветовал детям Сергей Дмитриевич! Главное не потерять интерес и развиваться! Сергей Дмитриевич сыграл партию с Ариной комментируя все ходы и давая мудрые советы. Остальные дети с интересом наблюдали за игрой. Партия закончилась по обоюдному согласию в ничью.
Сергей Дмитриевич посоветовал мне и детям покупать деревянные доски. Шахматные фигуры состоят из цельного дерева (бук) с металлическим утяжелителем внутри. У них войлочное основание. На шахматных турнирах используются только такие шахматы и лучше, если ребёнок будет привыкать к ним с детства. Пластиковые фигуры не используются на турнирах, но они очень легкие и их удобно использовать в повседневной жизни, также можно для занятий дома или взять с собой в поездку.
У нас получилась душевная беседа из которой дети вынесли свой урок. Благодарим Сергея Дмитриевича и обязательно пригласим его на шахматный бал, где дети в игровой форме покажут свои знания шахматной игры
Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.
Работа с родителями
1. Родительское собрание
2. Передвижная ширма в родительский уголок по темам
- Нужно ли учить детей играть в шахматы
- ежемесячный отчёт о кружковой работе
-встреча с интересными людьми
3 В решении шахматных задачек, таких как «Перехитри часовых», «Ограничение подвижности», «Захват контрольного поля» нам неоднократно помогали наши папы Крачковский Александр Сергеевич и Мальцев Леонид Леонидович, а глаза их дочерей блестели от радости и гордости за своих пап
4. Ботева Марина Борисовна приняла активное участие в создание замков для итогового мероприятия «Путешествие в шахматную страну»
5. Гребенникова Елена Николаевна сшила для детей шахматные костюмы
6. Помощь в приобретении шахматного оборудования
7. Выступление перед родителями с презентацией «Опыт работы по обучению детей шахматной игре»
7 Итог работы
Развлечение «Шахматная страна» для родителей, учителей начальных классов, педагогов детского сада и города и детей старшей группы
Вот ссылка на это мероприятие
https://www.youtube.com/watch?v=GGDcnG_Yz1o
Работа с педагогами детского сада и города
1. Выступление перед педагогами детского сада с презентацией «Опыт работы по обучению детей шахматной игре»
2. Участие в ГМО (городском методическом объединении)
В течение года творческая группа городского методического объединения педагогов по шахматам организует немало различных конкурсов и мероприятий. Благодаря работе энтузиастов всё больше миасских детей осваивает игру в шахматы и шашки. Педагоги со своей стороны делают всё возможное, чтобы интеллектуальные игры способствовали развитию детей. Опорой им служит система московского профессора Игоря Сухина "Шахматы - школе".
3. Выступление на ГМО перед учителями и воспитателями с презентацией по опыту работы
4. Участие в шахматных турнирах среди педагогов города 6 ноября 2018г., 7 ноября 2019г. (3 место в командном зачёте и 3 место в индивидуальном зачёте)
https://miasskiy.ru/20181107-miasskie-pedagogi-sygrali-v-shahmaty | Миасский Рабочий
В Миассе провели лично-командный турнир по шахматам среди работников образования. Как известно, миасское местное отделение партии «Единая Россия» уделяет пристальное внимание реализации регионального проекта «Шахматный всеобуч» и повышению мастерства педагогов. Наш город — один из немногих в регионе, где шахматный всеобуч проводится на серьезной научной основе. Благодаря семинарам автора курса «Шахматы — школе» профессора Игоря Сухина (Москва, в Миассе создан актив из учителей, преподающих в школах шахматы как учебный предмет. Турнир состоялся 6 ноября. Организаторами официального соревнования муниципального уровня выступили: Горком профсоюзов работников образования, «Управление ФК и спорта» МГО, ММО «Единая Россия» и средняя школа № 11. На открытии турнира с приветственным словом выступила председатель Горкома профсоюзов работников образования — Антонина Васильевна Михеева. После торжественной речи главный судья соревнования – Сергей Гайнутдинов дал сигнал к началу первого тура. Турнир проходил в смешанном составе по швейцарской системе в семь туров. В просторном и уютном помещении школы № 11 встретились 26 педагогов: 7 мужчин и 16 женщин из 9 школ и 7 детских садов города.
5. Приняла участие в муниципальном конкурсе презентаций «Шахматная фигура» (Награждена грамотой за1 место)
Постоянный адрес статьи: https://newsmiass.ru/index.php?news=54522
Соревновались в педагогических талантах
В нашем городе уделяется пристальное внимание реализации регионального проекта «Шахматный всеобуч» и повышению мастерства педагогов. Наш город — один из немногих в регионе, где шахматный всеобуч проводится на серьезной научной основе. На базе 11 школы была создана творческая группа, куда входят учителя и воспитатели. Я тоже участвую в работе ГМО. В течение года творческая группа городского методического объединения педагогов по шахматам организует немало различных конкурсов и мероприятий. Благодаря работе энтузиастов всё больше миасских детей осваивает игру в шахматы и шашки. Педагоги со своей стороны делают всё возможное, чтобы интеллектуальные игры способствовали развитию детей. Опорой им служит система московского профессора Игоря Сухина "Шахматы - школе".
Недавно прошёл муниципальный конкурс презентаций среди педагогов "Шахматная фигура". Участниками стали педагоги детских дошкольных учреждений. В рамках интеллектуальных состязаний они создавали дидактические материалы - презентации, которые должны были помочь их детям освоить шахматные фигуры». Презентации получились красочные, интересные, содержательные, про каждую фигуру шахмат. Воспитатели в очередной раз показали свою творческую натуру: проявили фантазию, креативность в исполнении своих работ", - уверены организаторы.
Первого места в конкурсе удостоились сразу пятеро педагогов: Екатерина Новикова (ДОУ № 108, Ольга Швалева (ДОУ № 2, Анастасия Максимова (ДОУ № 2, Елена Дьячкова (ДОУ № 58, Елена Козырева (ДОУ № 101).
Итог
Важным достижением работы можно считать возросший у детей и их родителей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту развивающую, дисциплинирующую игру. Дети научились рассуждать, делать выводы, у них стало более развито логическое мышление, умение работать в паре, умение поддерживать командный дух и играть за себя.
Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и поэтому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель – не воспитывать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре. Шахматы – это целый мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и несчастьями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.