Татьяна Фуфалдина
Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством самовыражения ребенка, она делает его интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, он может просто и понятно выразить свои мысли, чувства.
Публикация «Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Выразительность речи характеризует особенности личности: открытость, эмоциональность, общительность. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Детям трудно выучить наизусть стихотворение, составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, а словарный запас беден. Вот такая проблема, существует на данный момент. Её нужно решать, а что является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте?
Театрализованная деятельность. Именно она позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т. д. А самое главное, также она позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Так я выбрала тему по самообразованию: «Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в детском саду». Мне эта тема показалась очень интересной, и я решила повысить профессиональную компетентность через использование современных педагогических технологий по речевому развитию детей через театральную деятельность. Поставила для себя задачи:
1. Изучить и использовать современные педагогические методики по речевому развитию детей через театральную деятельность.
2. Разработать систему работ по речевому развитию детей через театральную деятельность.
3. Создать необходимые условия для речевого развития детей.
Для развития речи через театрализованную деятельность у детей включаем следующие задачи:
- Развить интерес к театрально-игровой деятельности;
- Обогащать, активизировать словарный запас;
- Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;
- Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками;
- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;
- Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.
Для решения этих задач выбраны основные направления:
• Развивающая среда
• Дети
• Взрослые
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС, требует от воспитателя, более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов. Изучив и современные педагогические методики, начала использовать в своей работе с воспитанниками. Для себя, я отметила, несколько эффективных интересных методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность, и способствует развитию речи.
Подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи, метод моделирования - мнемотехника, проговаривание стихов с движениями, сказкотерапия, компьютерные игровые комплексы (КИК, сочинение синквейна, ТРИЗ. В театрализованной игре имеется готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Но с ТРИЗ мы можем все изменить, и старые сюжеты заиграют другими красками.
Работа по развитию у детей речевых навыков средствами театрализованной деятельности проходит в студии «Золотой ключик», через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, организована в утренние и вечерние часы по циклограмме, а так же в любое свободное время в течение дня, органично включена в занятия. При использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра.
Опыт работы показал, что участие детей в театральной деятельности позволило детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей.
Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь.