Лаврухина Елена
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад №51
Мастер-класс для педагогов
«Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников с ОНР»
Учитель-логопед: Лаврухина Е. Н.
Г. Владикавказ
Цель:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса
Задачи:
- раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование:
Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы; слайдовая презентация.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о мнемотехнике;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Форма проведения:
Педагоги, без участия детей.
Сообщение и практическая работа.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Уважаемые педагоги!
Одной из основных задач дошкольного образования является формирование у ребенка связной речи, то есть умения четко, логично, последовательно рассказывать о предметах и явлениях окружающего мира. Среди всех видов связной речи описательные рассказы выделяются сложностью, так как объект находится в статичном состоянии и действия отсутствуют. Дошкольнику для составления описательного рассказа необходимо использование дополнительных средств. В качестве такого средства используются мнемосхемы.
Современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь -это результат применения мнемотехники.
У дошкольников память носит непроизвольный характер,т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Этому-то и способствует мнемотехника. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются :
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Работа по мнемотаблицесостоит из следующих этапов :
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Для работы со схемами вначале объясните ребенку все условные обозначения, касающиеся например игрушек. Затем, указывая на пункты плана, вместе составить описание. И наконец, предложите ребенку самостоятельно рассказать о другой игрушке, но по тому же зрительному плану.
Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для :
- обогащения словарного запаса ;
-автоматизация и дифференциация звуков;
- обучения составлению рассказов ;
- пересказов художественной литературы ;
- отгадывания и загадывания загадок ;
- заучивания стихотворений.
Этапы работы над пересказом:
1. Чтение произведения взрослым;
2. Беседа по содержанию;
3. Повторное чтение и схематизация;
4. Пересказ с опорой на схему.
Этапы работы над стихотворением:
• взрослый (воспитатель, логопед, родитель) выразительно читает стихотворение;
• сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает
стихотворение с опорой на мнемотаблицу;
• задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную
мысль;
• выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
• читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
• ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат,и,дети,имея перед глазами такую карточку-символ,быстро запоминают стихотворения и любые тексты. (Педагоги читают стихотворение по мнемотаблице «У лисы в лесу глухом»).
У лисы
В лесу глухом
Есть нора-надёжный дом
Под кустами
Ёж колючий
Нагребает
Листьев кучу
Спит
В берлоге косолапый
До весны сосёт там лапу
Есть у каждого свой дом
Всем тепло,уютно в нём.
А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н. Нищевой.
Перед нами ё лочка :
Шишечки,иголочки.
Шарики,фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды,человечки.
Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Итак, перед нами ёлочка. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т. д. Наше стихотворение «нарисовано» ,мнемотаблица готова. А теперь,гляля на свои мнемотаблицы,прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена,что вы согласитесь со мной,если скажу,что нарисованное запечатляется в памяти лучше,потому что закрепляется не только слово,но и образ.
Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно.
Предлагаю вашему вниманию мнемотаблицу описания времени года.
Давайте с вами попробуем составить описательный рассказ о весне. Каждый составит по 1 предложению на 1 мнемоквадрат, а потом кто-то один повторит рассказ-описание.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам,описанных при помощи знаков,определять объект.
Давайте поделимся на 2 команды и каждая команда составит мнемотаблицу загадку, другая команда ее должа угадать.
Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,тот слёзы проливает.
(Лук)
Отгадали? Догадались о чём речь? Молодцы!
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь).
Итак, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!