Ирина Пензина
Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»..
Современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ новых и интересных подходов к собственной деятельности, использование новейших методов, форм и технологий воспитания, развития и обучения детей. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ чёткой грамотной, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я стала с огромным интересом в своей практике использовать приёмы мнемотехники.
Публикация «Мастер-класс „Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2018
Цель мастер-класса:
Познакомить педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.
Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».
Ушинский К. Д.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова –
«У нас стихи не запоминаются!
Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами. Что нам делать?».
Что такое мнемотехника.
Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.
Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
- Развивать связную речь.
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
- Обучать детей правильному звукопроизношению.
- Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
-Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память
Мнемотехника строится от простого к сложному:
1. Мнемоквадрат
2. Мнемодорожка
3. Мнемотаблица
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)
Суть мнемотехники заключается в следующем:
На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:
Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д
Заучивания стихов, потешек;
При отгадывании и загадывании загадок;
При пересказе текстов;
При составлении описательных рассказов
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Коллаж (Большёва Т. В.)
Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.)
Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.)
Схема составления рассказа (Ефименкова Л. Н.)
Блок – квадрат (Глухов В. П.)
Коллаж – это объединение на одном листе (фланелеграфе, доске) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью.
Итак, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :
- Сегодня я узнала.
- Было интересно.
- Было трудно, но.
- Я поняла, что.
- Теперь я знаю, что могу.
- Я почувствовала, что.
- Я приобрела.
- Я научилась.
- У меня получилось.
- Я смогла.
- Меня удивило.
- Мне захотелось.