Людмила Ширнина
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители!
Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так :
Послушай - ты узнаешь!
Посмотри - ты поймешь!
Сделай - ты научишься!
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Ребёнок не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время, эти же родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу, или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.
В чём причина того, что стихи дети запоминают с трудом, а рекламу запоминают великолепно?
Публикация «Мастер-класс для родителей „Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей“» размещена в разделах
- День Победы. ИЗО, изодеятельность
- Мастер-классы для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2018
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания. Что же делать родителям, как помочь детям запоминать стихотворные формы, рассказы? Чтобы решить эту проблему, я обучу вас некоторым несложным приемам, с помощью которых мы поможем нашим детям в развитии памяти, в умении быстро запоминать стихотворения, скороговорки и любые другие тексты.
(Читаю стихотворение)
«Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки,
Бусы красные - рябинке, фартук розовый – осинке,
Жёлтый зонтик тополям, фрукты осень дарит нам»
(предлагаю после первого чтения повторить стихотворение)
(Далее демонстрирую мнемотаблицу и читаю стих, указывая на окошки, предлагаю всем вместе повторить за мной, а после, кто – то один попытается рассказать).
Воспитатель: А знаете ли вы, что сейчас к нам на помощь пришла мнемотехника и мнемотаблицы.
Что же это такое?
Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь - это результат применения мнемотехники. А вот, использование мнемотехники для развития речи, памяти, мышления, воображения - это новое направление.
Мнемотехника - специально разработанные приемы и способы запоминания. Суть этого способа состоит в том, что, разучивая стихотворение, нужно рисовать вместе с ребенком к каждому слову, фразе или строчке какой-нибудь простой рисунок-символ. Удобнее показать стихотворение в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. После чего, ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы).
Очень интересны «Живые мнемотаблицы» - (демонстрация видеоролика, показ имеющихся таблиц, и таблиц, созданных детьми)
Воспитатель: Таблицы используются также в виде алгоритма при одевании на прогулку, во время работы в уголке природы (посадка лука, во время продуктивной деятельности (порядок рисования животных, птиц и т. д.)
А сейчас я предлагаю вам побыть моими учениками и попробовать расшифровать текст.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.
Обратите внимание на мемодорожку - кто хочет прочитать предложение? – показ картинки – (Зимой медведь спит в берлоге.)
А теперь попробуйте прочитать знакомую скороговорку – (– У ежа ежата, у ужа ужата).
А сейчас внимание, тот самый переход от простого к сложному. Перед вами мнемотаблица. – демонстрирую. Может кто – то из вас сможет расшифровать текст?
Тогда поступим так, я прочитаю текст только один раз, а вы попробуете его повторить.
(читаю текст с опорой на таблицу)
У опушки в избушке жили старушки- болтушки.
У каждой старушки- лукошко, в каждом лукошке- кошка)
(Педагоги повторяют её).
«Как вы думаете, помогла вам схема для быстрого повторения скороговорки?»
Сейчас мы с вами занимались расшифровкой информации. А теперь настало время сделать всё с точностью наоборот, т. е. зашифровать, закодировать информацию. Оказывается, не всегда мы можем найти в интернете готовую мнемотаблицу, мнемодорожку, например, для составления описательного рассказа, заучивания стихотворения, и тогда мы превращаемся в художников, фантазёров, открывателей новых идей.
Для этого я предлагаю вам разделиться на 3 сектора
(раздаём листы, фломастеры, простые карандаши, тексты загадок)
Внимание задание! Зашифруйте текст в таблице.
(Предлагаются загадки, которые надо закодировать.
1. Без окон, без дверей полна горница людей.
2. Сидит дед во 100 шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.
3. Под соснами под елками лежит мешок с иголками.
Затем беру первую готовую таблицу демонстрирую для всех и предлагаю прочитать зашифрованное.
А теперь, уважаемые родители, я предлагаю вам высказаться в этот микрофон со своим мнением, полезна ли была представленная технология?
(высказывания родителей)
Спасибо за внимание!