Анастасия Волошина
Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему :
Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников
Подготовила: Волошина Анастасия Юрьевна
2017 г.
Как научить школьников прочно запоминать необходимую информацию в короткий промежуток времени?
Одна из основных наших задач, помочь ученикам преодолеть возникающий барьер между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями.
Публикация «Мастер-класс для педагогов начальной школы „Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников“» размещена в разделах
- День Победы. ИЗО, изодеятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Начальная школа. 1-4 классы
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Многие младшие школьники испытывают затруднения при пересказе текстов, при заучивании стихотворений.
Об этом писал еще К. Д. Ушинский:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
В прошлом учебном году, работая во 2 классе, я столкнулась с тем, что многие учащиеся испытывают трудности запоминания текстового материала по окружающему миру.
На одном из родительских собраний была обозначена эта проблема.
Я взяла на заметку далеко не новый, но, на мой взгляд, эффективный прием и показала родителям практически каким образом можно помочь ребенку лучше запоминать информацию из текста. Речь идет об использовании приема мнемотехники. А конкретно о составлении мнемотаблиц к прочитанному тексту.
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.
Мнемотаблица – это рисуночное письмо, схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается значок, картинка, изображающая предмет, действие, признак и т. п. ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Очень важно, чтобы этот значок (рисунок) придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше.
На уроках окружающего мира данная работа олказалась эффективна т. к. позволяет составлять рассказы с установлением причинно-следственных связей, помогает детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащает словарный запас детей.
На уроках можно осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, предлагая дифференцированные задания.
Уважаемые коллеги! Сейчас мне бы хотелось предложить вам на практике применить прием работы с мнемотаблицой.
Работу мы проведем в группах.
Для работы я взяла текст из учебника «Окружающий мир» А. А. Плешакова, часть 1. за 2 класс, над которым работали дети в прошлом году.
1 группа. «Сильные» ученики. Необходимо самостоятельно воспроизвести мнемотаблицу по данному тексту на листе бумаги.
2 группа. Вам предагаю готовый разрезной дубликат мнемотаблицы. Ваша задача воспроизвести ее в правильной последовательности.
3 группа. Вам нужно доработать таблицу с пустыми ячейками, куда нужно вставить необходимые элементы из текста.
Подведем итог, уважаемые коллеги!
После практического занятия какие ассоциации у вас вызывает слово мнемотаблица? (облегчение запоминания, развитие речемыслительной деятельности, активизирует слов. запас, творческое познание).
Применение мнемотаблиц– это как раз и есть то, что обычно называют «осмыслить прочитанное». Я надеюсь, что для вас наше занятие было полезным.
Спасибо, уважаемые коллеги, за работу! Желаю вам творческих успехов!