Ирина Иванова
План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования.
Иванова Ирина Сергеевна
Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования.
Муниципальное комбинированное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 411 г. Новосибирск.
Разработчик: воспитатель первой квалификационной категории Иванова Ирина Сергеевна, 2017 г
План самообразования
Публикация «План самообразования „Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Тема самообразования : «Формирование связной речи среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.
Связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).
Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий и предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Цель: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы; ознакомиться с инновационными методиками.
2. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
3. Научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, грамотно построить монолог при пересказе сказки.
4. Развивать все стороны речи детей : звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи.
Учитывая, что в настоящее время воспитанники перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Основные направления в работе:
1. Учить пересказывать сказки при помощи мнемотаблицы. Формирование умения детей составлять связный рассказ.
2. Обучать связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
3. Развивать диалогическую речь детей.
4. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
Изучение методической литературы:
Сентябрь - май
Изучить литературу авторов:
1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
2. Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».
3. Т. В. Большова «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников».
4. О. А. Новицкая «Конспекты комплексных занятий по сказкам
с детьми 4-5 лет».
5. Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.
Работа с детьми:
Сентябрь
Проведение диагностического обследования с целью выявления у детей уровней развития речи. Обработка и анализ данных диагностического обследования.
Октябрь
Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми. Изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам»
Тема: Пересказ русской народной сказки «Репка»
Задачи:
Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука – а-.
Ноябрь
Тема: Пересказ сказки «Лисичка – сестричка и волк»
Задачи: Формировать способность пересказывать сказку, используя мнемотаблицы. Упражнять в подборе определений к заданному слову.
Тема: Пересказ сказки «Два жадных медвежонка»
Задачи: Формировать умение пересказывать сказку по мнемотаблице; развивать связную речь; развивать память, внимание, воображение;
Декабрь
Тема: Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой» с использованием мнемотаблицы.
Задачи: Учить отвечать полным предложением, активизировать словарь;
Формировать умение отвечать на вопросы; развитие диалогической речи;
Развивать умение следить за развитием действий; развивать мышление, воображение; воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Тема: Пересказ «Курочка Ряба»
Задачи: Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов, произношение звука – м -, - мь -.
Январь
Тема: Рассказывание сказки «Рукавичка»
Задачи: Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
Февраль
Тема: Пересказ словацкой народной сказки "У Солнышка в гостях".
Задачи: Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и кратко пересказывать сказку; закрепление чёткой и правильной артикуляции звуков (у) и (Ш.); воспитывать интерес к народным сказкам, желание импровизировать. Формировать умение выражать эмоциональное отношение к сказке через создание образа солнышка.
Тема: Пересказ сказки «Лиса и заяц»
Задачи: Упражнять детей в умении составлять сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.
Март
Тема: Пересказ сказки «Теремок»
Задачи: Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предлогами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу.
Апрель
Тема: Рассказывание сказки Л. Толстой «Три медведя»
Задачи: Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание.
Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию.
Тема: Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
Задачи: Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, кодировать информацию.
Май
Проведение диагностического обследования с целью выявления у детей уровней развития речи. Обработка и анализ данных диагностического обследования.
Работа с родителями:
Сентябрь
Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников.
Октябрь
Папка - передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».
Цель: Знакомство родителей с содержанием и методами развития речи детей в ДОУ.
Ноябрь
Консультация для родителей «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехники».
Цель: Повышение уровня знаний у родителей в области развития речи детей.
Декабрь
Консультация «Развитие речи детей среднего возраста» Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи.
Цель: Привлечение родителей к работе по развитию речи детей.
Январь
Консультация для родителей «Пересказ. Учим детей пересказу русских народных сказок с помощью мнемотехник».
Цель: Повышение уровня знаний у родителей в области развития речи детей.
Февраль
Папка – передвижка «Уровень развития речи детей 4 – 5 лет».
Цель: Повышение уровня знаний у родителей в области развития речи детей.
Март
Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками» Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка книг.
Цель: Привлечение родителей к работе с детьми по изготовлению любимых сказок.
Апрель
Консультация для родителей «Рассказ. Учим детей составлять рассказ с помощью приемов мнемотехники».
Цель: Повышение уровня знаний у родителей в области развития речи детей.
Май
Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей». Выступление на педсовете ДОУ.
Цель: Обучение педагогов приёмам и методам развития речи с помощью приемов мнемотехники.
Отчёт по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.