Татьяна Родомская
Логопедическое занятие с применением метода куклотерапии «Волшебная полянка. Звуки [с], [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему : «Куклотерапия как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».
Нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста - это один из основных или ведущих дефектов в структуре речевых нарушений.
У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения носят стойкий полиморфный характер. В речи присутствуют замены, искажения или полное отсутствие звуков.
Публикация «Логопедическое занятие с применением метода куклотерапии „Волшебная полянка, Звуки [с], [ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклотерапия
- Логопедические занятия
- Темочки
Наиболее сложными задачами обучения произношению детей с системным недоразвитием речи является формирование у них внятного и членораздельного произношения. От решения данной задачи во многом зависит не только социальная адаптация детей с проблемами в развитии, но и повышение эффективности процесса школьного обучения. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Работа по коррекции и развитию речи дошкольников с системным недоразвитием речи характеризуется особой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями умственно отсталых детей, характером симптоматики, механизмов, структуры речи дефекта. Как правило, это дети с неустойчивым вниманием, повышенной отвлекаемостью, дети агрессивные, неуверенные в себе. Зачастую такие дети даже в 6 - 7 лет оказываются психологически неготовыми к активному участию в логопедических занятиях. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
Большую помощь логопедам в преодолении трудностей в коррекционно-развивающей работе с такими детьми может оказать использование метода куклотерапии и разнообразных приемов, насыщенных положительными эмоциями. Учитывая склонность умственно отсталых дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, игре на занятиях используются логопедические куклы.
Дидактические куклы являются занимательными персонажами в сюжетах занятий. Вместе с тем применение кукол способствует развитию артикуляционной и мелкой моторики. Логопед, манипулируя язычком (сделанным в виде мешочка, демонстрирует артикуляционные движения, уклады, изменения тонуса мышц. При этом он дает возможность детям ощупывать язык лягушки, обезьянки или другой куклы, подключая к работе тактильный анализатор. Цвет язычка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. Вместо лапок у лягушки перчатки, которые можно надеть на руки и манипулировать.
Выбор вида занятия зависит от следующих факторов: от этапа работы над звуком; от уровня речевого развития и индивидуальных особенностей детей.
- Работа ведется по следующим направлениям:
- коррекция неправильного звукопроизношения;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие мелкой моторики;
- формирование навыков речевого общения.
Использование куклотерапии как основного приёма психокоррекционного воздействия, помогает ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию.
Логопедическое занятие с применением метода куклотерапии.
«Волшебная полянка»
Тема: «»
Этап. Дифференциация звуков [с, ш] в слогах, в словах.
Цели:
- учить различать и произносить звуки [с, ш] изолированно, в слогах, в словах;
- развивать фонематическое восприятие;
- уточнять и закреплять знания детей по теме: «Овощи-фрукты»;
- развивать грамматический строй речи (учить высказываться предложениями в правильной грамматической форме);
- формировать коммуникативные навыки.
Оборудование: логопедическая кукла лягушонок Квака (с вшитым язычком и перчатками на лапах, полянка, цветы, бабочки, предметные картинки (груша, слива, свекла, картошка, мячик, запись с тихой музыкой, профили звуков [с, ш], оценочный вектор, воздушные шарики по количеству детей.
Содержание занятия.
1. Организационный момент. Сюрпризный момент.
- У нас в гостях сегодня лягушонок Квака. Ребята, вы рады видеть его? Посмотрите в окно, какой сегодня чудесный день. Давайте вместе с лягушонком отправимся на полянку. (Дети идут под музыку вместе с лягушонком по тропинке).
Вот тропинка средь высоких трав,
По ней шагаем, голову подняв,
Вот мы кочки увидали,
Через них мы прыгать стали.
На полянке пруд, растут цветочки.
2. Дыхательное упражнение: «Понюхаем цветочки». (Дети делают глубокий вдох носом, медленный выдох через рот).
- А вот и бабочки прилетели. Подули на бабочек.
- Ребята, что нам лягушонок приготовил. Что это в корзинке? (сливы, груши). Называем, одним словом. Выделяем звуки [с, ш] в названии фруктов.
3. Сообщение темы.
- Сегодня на занятии мы с вами будем играть с двумя звуками [с] и [ш].
4. Артикуляционная гимнастика.
- Квака очень любит сказки. Давайте расскажем и покажем ему сказку о веселом языке. Жил-был веселый язычок. Жил он в своем домике - ротике. Ночью спал крепко сладко (упражнение «лопаточка»). Просыпался, улыбался (упражнение «улыбка») и играл на дудочке (упражнение «рупор»). Умывался и чистил зубки (упражнение «почистим верхние и нижние зубки»). Пил чай из
чашки (упражнение «чашечка») со вкусным вареньем (упражнение «вкусное варенье»). Потом пошел язычок гулять и играть.
5. Сравнение артикуляционных укладов.
- Ребята, какие мы слышим звуки, а на что похожи ([с] бежит водичка из крана, [ш] мышка шуршит). Квака хочет знать, а чем они похожи и чем отличаются. (Дети рассказывают с опорой на профили звуков)
6. Дифференциация в слогах. Игра: «Скажи, наоборот» (с мячом, на полянке)
са-ша, со-шо, сы-ши, су-шу
7. Динамическая пауза.
Зазвучала тихая музыка. Дети садятся в кружок на ковре (на полянку) и выполняют движения в соответствии с текстом.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем
Их повыше поднимаем
Подтянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
8. Дифференциация в словах. Дети находят на полянке чудесную коробочку. - Ребята, кто-то все картинки перепутал. Нужно разложить их в два конверта,
1-й конверт – овощи, 2-й конверт – фрукты. (Слива, груша, редиска, свёкла, картошка)
9. Итог.
- Над какими звуками мы сегодня работали? Какие слова запомнили со звуком [с], со звуком [ш]?
Самооценка деятельности детей на занятии. Работа с оценочным вектором. В конце занятия детям раздаются воздушные шарики. Дети называют цвета воздушных шариков, выделяя звуки [с], [ш].
Список литературы.
1. Волкова Л. С. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми // Логопедия : учеб. для студентов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - С. 506-516.
2.. Красикова А. Р., Чебанян Г. Г. «Куклотерапия в коррекционной педагогике» // Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / под ред. М. А. Поваляевой. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - С. 131-138.
3. Смирнова И. А, Артемова Т. А. «Использование дидактической куклы в логопедической
работе» //Дефектология. 1994 № 3.
4. Смирнова Л. Н. Играем со звуками. Речевой дидактический материал // Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М. : «Мозаика-Синтез», 2005.
5. Татаринцева А. Ю. «Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда». - Санкт-Петербург: «Речь», 2006. - С. 7-11.