Татьяна Ганноченко
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
открытого логопедического занятия с группой детей,
имеющих фонетико – фонематическое нарушением речи.
1класс
Данный урок был проведен с группой учащихся первых классов, имеющих фонетико – фонематическое нарушение речи. Для данной категории детей характерно дефектное произношение 2 – 5 звуков, распространяющихся на одну – две группы оппозиционных звуков. У детей недостаточно сформированы фонематические процессы, звуковой анализ и синтез.
Публикация «Логопедическое занятие „Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Основным направлением данного урока является развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия с опорой на слуховой и речедвигательный анализаторы. Ведется сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане, соотнесение звуков с соответствующими буквами. Занятие проводилось с опорой на наглядный материал, что придало занятию более качественное усвоение материала.
К занятию прилагается презентация урока. Ее можно использовать учителям – логопедам для демонстрации наглядного материала при проведении занятия, а так же родителям при закреплении логопедических занятий дома.
Тема: Дифференциация звуков и букв Ш – Ж в словах, предложениях, тексте. Живые и неживые предметы.
Цель: - закрепить правильное произношение звуков Ш и Ж в словах, предложениях и тексте;
- развивать фонематический слух, учить различать звуки и буквы Ш и Ж;
- учить использовать правильные грамматические формы слов;
- развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, темп речи, графомоторику;
- обогащать словарный запас детей.
Оборудование: зеркала, предметные и сюжетные картинки, таблица слогов, раздаточный материал, компьютерная игра «Домашний логопед», текст сказки «Жёлудь и мышка».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Дети! У нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости. Они пришли посмотреть как мы научились чисто и красиво разговаривать, читать и писать. И сами научиться красиво произносить звуки. (дети знакомятся с гостями).
- Давайте вспомним, какие органы артикуляционного аппарата помогают нам разговаривать;
- А теперь разомнем наш язычок, расскажем сказку о «Веселом Язычке».
II. Дифференциация звуков и букв Ш и Ж.
На прошлых занятиях мы научились с вами правильно и красиво произносить звуки Ш и Ж. Выставляются изображения букв. Давайте вспомним правильную артикуляцию звука Ш и правильную артикуляцию звука Ж. Что сходное в их артикуляции и чем они разнятся.
А) Игра «Поймай звук». Дети должны отхлопать сначала слова, в названии которых есть звук Ш, затем – звук Ж.
Б) Повторить чистоговорки - добавить подходящие по смыслу слова (выставляются картинки) :
Жу – жу – жу – я за партою сижу. Шим – шим – шим – в школу мы спешим.
Жу – жу – жу – я под зонтиком хожу. Шу – шу – шу – красну шапочку ношу.
Жа – жа – жа – есть иголки у ежа. Ша – ша – ша – я катаю малыша.
Жу – жу – жу – я с ребятами дружу. Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Ушка – ушка – ушка – зеленая лягушка.
Ашка – ашка – ашка – чайная чашка.
Ошка – ошка – ошка – деревянная матрешка.
Ишка – ишка – ишка – плюшевый мишка.
III.Обозначение звуков буквами на письме.
1. Посмотрите, кто к нам пришел в гости. (выставляются картинки букв). Это Жужжалочка и Шипелочка.
.
- Скажите, какие звуки они обозначают? Произнести. Запишем их в тетрадь. Что вы сейчас записали? (Буквы).
- Посмотрите на буквы и скажите, похожи ли они? (Нет).
- На что похожа буква "ша"? (На шарф).
- Как мы её пишем? (Три крючка соединили букву "ша" мы получили).
- На что похожа буква "же" (На жука).
- Верно. Эта буква широка и похожа на жука.
- Как мы её пишем? (Два полуовала и соединительный элемент).
2. Прочитать слоги, которые принесли нам Жужжалочка и Шипелочка. Вывешивается таблица со слогами.
3. Составить слово из слогов. .
Записать слова в тетрадь и придумать с ними предложения.
4. Игра «Прочитай по первым буквам». Жужжалочка и Шипелочка не могут никак понять, что же это за зашифрованные слова: назвать слова по первым буквам картинок. Найти слова со звуками Ш и Ж. Определить место звуков Ш и Ж в словах.
5. Игра «Ошибка художника».
Вот такую странную картину получили наши подружки. Посмотрите, что неверно нарисовал художник. Найдите картинки со зв. Ж и Ш. Определите место звуков в словах. Составьте с ними предложения.
III. Работа с тетрадями. Жужжалочка и Шипелочка принесли интересные задания для вас.
1. Детям раздаются картинки с рисунками. Рассмотреть их. Назвать. Значения каких слов непонятны. Записать слова в тетрадь в два столбика, в зависимости от наличия зв. Ш или Ж. Найти слова, в названии которых нет звуков Ш и Ж
- Придумать предложение с одним словом на звук Ш и на звук Ж. - Раскрасить эти картинки.
2. Физминутка. Дети поют песню про «Цапля» сопровождая пение движениями под видио. (Компьютерная программа «Домашний логопед»)
3. Наши девочки живут в большом доме. Жужжалочка на первом этаже, а Шипелочка на втором. Вместе с ними живут и слова со звуками Ш и Ж.
- Назвать эти картинки:
-Какие картинки ошиблись этажами? Почему?
3. Живые и неживые предметы.
- Представьте себе: вы сами дома и вдруг кто то стучит в ваши двери. Что необходимо спросить перед тем как открыть двери? (спросить «Кто там?») мы спрашиваем «Кто?» потому что уверены, что стучит в двери живой человек. Именно на такой вопрос отвечают слова, которые обозначают живые предметы. К неживым предметам мы ставим вопрос «Что это?» Посмотрите на предыдущие картинки, назовите те, которые отвечают на вопросы «Кто это?» и «Что это?».
V. Дифференциация звуков Ш и Ж в тексте. Жужжалочка и Шипелочка принесли нам интересную сказку. Выставляются картинки к сказке (последовательность картинок перепутана) Прослушайте ее.
Мышка и желудь.
На дубу жил маленький желудь. Он очень любил кататься на ветру. Один раз подул сильный ветер, жолудь сорвался со своей ветки и полетел. Летел, летел и упал возле дерева.
- Что же мне теперь делать? – заплакал желудь.
Вдруг он увидел, что какое то маленькое животное смотрит на него.
- Ты кто? Ты хочешь меня съесть? – спросил он.
- Я мышка, тут недалеко норка где я живу. Тебя есть я не буду, у меня не такие острые зубки, а вот белочка или кабанчик тебя с удовольствием съедят.
- Что же мне делать? – спросил желудь.
- А ты спрячься в листьях, - говорит мышка.
Желудь спрятался в листьях и заснул. Прошла осень и зима. Начал таять снег. Мышка прибежала посмотреть, что же стало желудем? А на том месте, где спрятался желудь, выросло маленькое деревцо, которое с годами превратится в большой, величественный дуб.
Наши буквы рассыпали картинки к тексту и перепутали их. Давайте поможем им и поставим рисунки последовательно.
- Про кого сказка?
- Где жил Желудь?
- Куда он упал?
- Что сказала Желудю мышка?
- Пересказать текст.
VI. Итог урока. Жужжалочка и Шипелочка очень рады, что пришли к вам, ребята. Они многому у вас научились. Они узнали как произносить звуки Ш и Ж. Чем они похожи и различны. Как обозначаются на письме.
VII. Домашнее задание. Детям раздаются карточки с домашним заданием.
- Обвести контуры мышек по точкам.
- Раскрасить.
- Повторить чистоговорки с добавлением слов:
Наша Мурка спит и слышит,
Как в углу скребутся.
Тише, …, не шумите.
Нашу кошку не будите.