Елена Орлова
Логопедическое обобщающее занятие по дисграфии в 3 классе «Состав слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое обобщающее занятие по дисграфии в 3 классе
Цели:
Образовательные: формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова.
Коррекционные:
совершенствование словаря через развитие умения подбирать родственные слова и образование новых слов с помощью приставок, суффиксов;
развитие языкового чутья путём совершенствования зрительного, слухового внимания к слову;
развитие мышления;
развитие и совершенствование общей, тонкой, артикуляционной моторики.
Публикация «Логопедическое обобщающее занятие по дисграфии в 3 классе „Состав слова“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Воспитательные: формирование познавательной активности, интерес к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: индивидуальные зеркала, графические карточки, предметные картинки, тетради, ручки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед : Назовите времена года. Какое сейчас время года? Докажите.
Давайте откроем тетради и оформим запись. Какое сегодня число?
А какой месяц? Что ещё нужно написать (Тему занятия).
2. Развитие мелкой и общей моторики
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Вырос высокий цветок на поляне, Дружно дают красоту и питание
Утром весенним раскрыл лепестки. Травке любой под землёй корешки.
3. Артикуляционная гимнастика
1. Упражнения для губ:
2. Упражнения для языка:
3. Упражнения для развития воздушной струи:
Логопед : Ребята, сегодня вы будете строителями. Перед вами стоит сложная задача: построить замок для царицы Грамматики. Для этого необходимо точно и чётко отвечать на вопросы о составе слова, правильно выполнять задания. Итак, приступаем к работе.
4. Родственные слова
Логопед : Какая часть слова самая главная (Корень) Почему?
- Что называется корнем? (Корень – это общая часть родственных слов).
- У чего ещё бывает корень?
-Может ли без корня жить растение? Почему? Так и слова не обходятся без корня. А теперь запишите в тетрадь предложение.
Весной солнце ласково греет.
-Выделите во всех словах корень, подберите к каждому слову родственное. Какие слова называются родственными? (Родственные слова - это слова которые имеют один корень и близки по смыслу).
-Из каждого ряда слов уберите лишнее, которое не является родственным.
Ветрище, вихрь, безветренный.
Ручей, ручеёк, ручка.
Газон, трава, травушка.
- Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и можно ставить первую «башню».(На доске вывешивается первый элемент башни).
5. Образование слов с помощью приставок
Логопед :
- Приступаем к возведению второго блока башни. Прочитайте слова. С помощью чего они образованы?
Наступила, уступила, поступила, выступила.
- Что называется приставкой? (Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов).
- Замените словосочетание одним словом (синонимом).
Становиться теплее –
Раскрылись цветы –
Выйти из состояния сна –
(потеплеть, проснуться, распустились, расцвели, ожить, пробудиться)
- Запишите получившиеся слова в тетради, выделите в них приставку. К какой части речи можно отнести эти слова? (Глаголу)
- Подберите антонимы к словам.
Потеплеть –
Расцвели –
Проснуться –
(похолодать, завянуть, заснуть)
- Назовите в этих словах приставки.
- Образуйте новые слова с помощью приставок :
• завершение действия.
за- по- от-
пере- при-
у- на- цвёл
сиял
шёл
- Запишите получившиеся слова в два столбика, выделите приставку.
- Молодцы, ребята, вы успешно справились со всеми заданиями, строительство второй «башни» завершено! (На доску вывешивается вторая башня).
6. Суффиксальный способ образования слов
Логопед :
- Отгадайте загадку. О какой части слова в ней говорится?
Он стоит после корня, перед окончанием. Если его заменить, получится другое слово. Его обозначают уголком.
- Вспомните правило, что называется суффиксом? (Суффикс – это изменяемая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов).
- Прочитайте слова, образуйте новые слова с помощью суффиксов, уменьшив этот предмет или назвав его ласково. Сделайте это устно.
цветок лёд
солнце ветер
трава поляна
-Составьте словосочетания, подобрав к словам из первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика.
ледок
травка
солнышко
цветочки
полянка весеннее
тоненький
молоденький
лесная
первые
- Запишите словосочетания в тетрадь, выделив во всех словах суффикс.
-Ребята, вы хорошо потрудились, выросла ещё одна «башня».
(На доску вывешивается третья башня).
7. Окончание
Логопед :
- Выберите правильно утверждение.
Окончание служит для образования новых слов.
Окончание служит для связи слов в предложении.
- Ребята, вы правильно выполнили все задания и на славу потрудились.
(На доску вывешивается последняя башня).
- Повторили все, что знаете о части слова. Посмотрите, какой замечательный замок получился. Осталось только укрепить его, поставить ворота, и выполнить задание.
На доску вывешиваются ворота, на обратной стороне задание.
- Прочитайте текст, в нём использованы словосочетания, которые вы составляли. Есть ли в этом тексте ошибки, исправьте.
Выступила весна. Весеннее солнышко натопило тонкий ледище. Разбудилась земля. На лесной поляне подзеленела молоденькая травища.
Выцветают подснежники. Хороши эти первая цветочки!
Если дети успевают выполнить задание письменно, то исправленный вариант заносится в тетрадь.
8. Итог занятия
- Вам понравилось занятие?
-Какие части слова повторили?
-Молодцы, ребята! Оказывается, вы не только хорошие ученики, но и умелые строители. Построив на занятии волшебный замок для царицы Грамматики, мы попали в страну Морфологию. Путешествие по этой стране мы совершим на следующем занятии.