Марина Захаркина
Фронтальное логопедическое занятие «Звуки [В]-[Ф], [В’]-[Ф’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
o формирование мотивации учебной мотивации;
o развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления;
o формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
o развитие внимания, памяти, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
o развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточено, планировать и контролировать свои действия;
o развитие умений говорения, слушания.
Публикация «Фронтальное логопедическое занятие „Звуки [В]-[Ф], [В’]-[Ф’]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
o развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, и речи окружающих;
o обогащение активного, пассивного потенциального словаря, развитие грамматического строя речи, связной речи;
o развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
o развитие умения делать выводы, обосновывать свои суждения.
Цели занятия :
o акустические характеристики звуков : [В] - [Ф], [В'] - [Ф']
o выделение звука в начале, конце, середине слова;
o развитие фонематического восприятия;
o звуко-буквенный анализ и синтез слов;
o умение соотносить звуки с цветовыми символами;
o произнесение звуков : [В] - [Ф], [В'] - [Ф'] в словах, ;
o дифференциация понятий: «звук» - «буква»;
o изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
o выделение в словах одинаковых слогов.
Оборудование:
o картинки символы.
o Цветные карандаши.
1. Оргмомент.
Подготовка к уроку.
Логопед :
Нам сегодня понадобятся: цветные карандаши, учебник. Приветствие.
Логопед :
- Мы продолжаем путешествие с Лисёнком и Ёжиком по стране звуков
2 Повторение пройденного материала.
- С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
- Давайте вспомним какой звук В (1 ребенок дает характеристику звука, проводит аналогию с картинкой, далее дается характеристика звука В', Ф,Ф'.
- все правильно! Молодцы!
- С кем повстречались игрушки около домиков этих звуков?
3. Введение в тему.
С наступлением ночи проказник-ветер плавно опустил игрушки на землю и умчался прочь. Трем путешественникам пришлось бродить по улицам спящего города в поисках своего игрушечного поезда.
В ночной тишине им слышались разные звуки : то на крыше фыркнет кот Фока (как он фыркает, то Филя во сне пробормочет «ФЬ», то печально завоет волк (как он воет, то где-то вдалеке пронесется ветер (как он дует).
Когда уставшие путешественники наконец-то отыскали свой поезд, Ежик и Лисенок уже еле держались на ногах и все время зевали. Им едва хватило сил забраться в свои вагончики. Хорошо, что Мудрая Сова, как и положено всем совам, ночью чувствовала себя бодрой и совсем не хотела спать. Заняв место машиниста, она повела паровозик по ночным улицам.
Лисенку и Ежику снилось, как они плывут на облаке, а рядом с ними резвятся, кувыркаются и смеются все ночные звуки.
-Какие звуки услышали игрушки ночью?
-Сегодня мы поговорим о звуках [В], [Ф], [В'] и [Ф']. (на доске картинки-символы)
-Дайте характеристики звуков (в помощь картинки)
Детям задаются вопросы:
*какой это звук : гласный или согласный? (согласный)
*звонкий или глухой?
*тведый или мягкий?
*что у них общего?
*чем отличаются?
Ф и Ф'
В и В';
В и Ф;
В' и Ф'
- О каком из этих четырех звуков можно сказать, что он:
* согласный, звонкий, твердый ([В]);
*согласный, глухой, мягкий ([Ф']);
*согласный, глухой, твердый ([Ф]);
*согласный, звонкий, мягкий ([В']).
-Какие молодцы. А теперь проверим кто из вас самый внимательный?
(проводится игра «хлопни в ладоши» или «день-ночь»)
1)когда услышите звук «_» хлопни в ладоши / проснись :
К Н В С В О В В У А Ч В.
2) когда услышите в слове звук «_» хлопни в ладоши / проснись:
фартук, волна, ферма, ветер, шляпа, Фома, Витя, филин, Ваня
4. Работа с рисунком 10.
Дети соединяют картинки со значком определенного звука. Далее задаются вопросы:
-В названии каких картинок слышится звук [В]? (Варенье, овощи, корова, сковородка.)
-Проведите стрелки от этих картинок к звуку [В].
-В названии каких картинок, которые вы соединили со звуком [В], он слышится в начале слова?
-В каких словах звук [В] слышится в середине?
Аналогично проводится работа со звуками [В'], [Ф], [Ф'].
5. Игра «Скажи наоборот».
-Давайте поиграем! Я буду называть слово со звуком В, а вы будете заменять его на Ф
Вата - (фата) Вас - (фас)
сова - (софа) Веня - (Феня)
- А теперь попробуем составить предложение со словом вата. (затем со словом фата)
6. Физкультминутка.
- Сейчас отдохнем!
Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
Но знаем мы: до неба шар
Никак не долетит.
Сначала слово "летит" заменяется движением, напоминающим взмах крыльев. Во 2-м исполнении слово "небо" заменяется движением руки вверх. Затем при слове "шар" обеими руками перед собой очерчивается большой круг.
* В следующем исполнении слово "знаем" заменяется постукиванием пальца по лбу; при слове "мы" - обе руки прижать к груди, при слове "никак" - отрицательно покачать головой. Хором здесь повторяются лишь "по", "но", "до". Можно предложить ускорить темп игры.
7. Игра «Ромашка»
На доске вывешиваются серединки цветка со слогами Вы и Фы. Отдельно на доске разбросаны лепестки с началом слова. Их нужно присоединить к нужной серединке, чтобы получилось слово)
а) - Чем отличаются слоги ВЫ и ФЫ?
шка (фы, со _, шар _, коро _, тра _, жира _.
Аналогична работа со слогами Ве и Фе
б) Чем отличаются слоги ВЕ и ФЕ?
_тер (ветер, _ дя (Федя, _ ер, _ рма, _ рба, _ ра, _ н, _ ки.
-Кто знает, что такое ферма, фен, веки?
8. Работа с рисунком 11.
-Назовите парные картинки и найдите одинаковые слоги.
9. Работа с рисунком 11.
-Переставьте местами слоги и покажите соответствующие картинки: ка- вет (ветка, на-ван (ванна, тик-фан, хо-пу-вик, ве-ки-ни.
10. Итог.
- Вы слышали, как звонко звенят колокольчики и как тихо и глухо шуршит солома?
- Как вы знаете согласные звуки тоже произносятся и слышатся по-разному: одни из них произносятся звонко, а другие - глухо. Поэтому их называют звонкими и глухими.
В городе Звуков звонкие согласные звуки носят что? (дети заканчивают колпачки в виде колокольчиков). А глухие согласные звуки? (шляпки из соломы). (Рисунок 10).
- Чем звонкие звуки отличаются от глухих?
- Чем отличаются звуки [В] и [Ф], [В'] и [Ф']?
- Назовите слова со звуком [В], потом с [Ф], [В'] и [Ф'].
Примечание. Урок проходит с использованием тетрадей из цикла "По дороге к азбуке".[/i]