Анастасия Кузьмина
Логопедическое занятие «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие на тему: «Перелетные птицы»
Программные задачи:
1. Уточнить и закрепить знания детей о жизни зимующих и перелетных
птиц
2. Продолжать учить детей использовать схему в составлении рассказа
3. Анализ и синтез слов:
1) Деление слов на слоги
2) Определение количества гласных и согласных букв
3) Выделение первой буквы в слове
4. Воспитывать бережное отношение к птицам и желание заботиться о
них
Оборудование:
1. Мяч
Публикация «Логопедическое занятие „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
2. Картинки раздаточные (аист, чайка, синица, лебедь, тетерев, иволга,
орел, кукушка)
3. Картинки с изображением жаворонка, вороны, грача
4. Схема составления описательного рассказа о птицах
5. Схема составления рассказа о весне
6. Кроссворд
7. Маркер
Ход занятия:
1. Орг. момент
Игра с мячом: «Назови перелетную птицу»
(Дети стоят в кругу. Логопед поочередно бросает мяч каждому ребенку.
Дети называют перелетную птицу, затем садятся за столы)
Обращаю внимание на правильную посадку детей.
2. Пальчиковая гимнастика
«Десять птичек стайка»
Пой-ка, подпевай-ка (Сгибаем и разгибаем кулачки)
Десять птичек стайка
Эта птичка - соловей, (Дети загибают по одному пальчику
Эта птичка - воробей, на обеих руках)
Эта птичка - совушка, сонная головушка. Эта птичка - свиристель, Эта птичка - коростель.
Эта птичка - злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями)
Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями) - Сегодня мы с вами на занятии продолжим разговор о птицах.
3. Рассказ логопеда.
Какие птицы прилетают первыми весной?
Ответы детей (грачи)
Правильно.
(Вывешиваю картинку с изображением грача)
У природы свой календарь: прилетели первые грачи. Если грачи не торопятся приводить в порядок гнезда, то близкого тепла не жди. Когда же они начинают ломать веточки деревьев для ремонта своих гнезд, кричать и ссориться, то теплый ветер уже завтра принесет дружную весну.
(Вывешиваю картинку вороны)
И все же первыми безошибочно определяют приход весны вороны. Они незамедлительно приступают к устройству гнезд. Снаружи гнездо довольно грубо, зато внутри тщательно выложено мягкими ветками и шерстью животных. И хотя в марте еще холодно, лежит снег, у вороньей пары уже появляются в гнезде первые яйца. Если вороны купаются ранней весной — будет тепло, кричат — к метели. Если ворона прячет клюв под крыло — к холоду, а если села клювом к югу — будет тепло.
Постепенно прилетают остальные птицы.
О перелетных птицах можно много рассказывать. И если вы хотите узнать о них подробнее, можно почитать дополнительно вот эти книги, энциклопедии или взять книги о перелетных птицах в библиотеке.
4. Отгадывание загадок
Черный, проворный,
Кричит «Крак!»
Червякам - враг. (Грач)
Прилетает к нам с теплом,
Путь, поделав длинный,
Летний домик за окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Он выступает перед нами
Как молодой весны гонец.
Он рад увидеться с друзьями,
Ну а зовут его. (скворец)
Высоко за облаками
Развивается свирель -
Это. звонкий
Нам принес весенний день! (Жаворонок)
Составление детьми рассказа о весне по схеме (схема прилагается)
Физкультминутка
Журавль.
По болоту я хожу, (Дети ходят по кругу высоко поднимая ноги.
Руки за спиной)
Во все стороны гляжу. (Повороты головой в разные стороны)
Часто нагибаюсь, (Наклоны вперед)
Клюковкой питаюсь.
Я схожу на ручеек, (Ходят по кругу высоко поднимая ноги)
Заварю себе чаек.
Буду пить-попивать, (Наклоны вперед)
Весну красную встречать. (Махи руками, как крыльями)
7. Разгадывание кроссворда
(Вывешиваю на доске кроссворд. Кроссворд прилагается)
- Перед вами кроссворд. Он состоит из строчек, они все разные: одни
длиннее, другие короче. Чтобы его разгадать, нужно правильно вписать в
строчки названия птиц и тогда в первом столбике слева мы получим отгадку.
- У вас на столах лежат картинки с изображением птиц и цифрой. Вы должны будете вспомнить название птицы и вписать его в соответствующую цифре строчку.
Дети по очереди выходят и вписывают названия птицы, составляют
описательный рассказ по схеме и анализируют слово. Обращаю внимание
детей на вычленение первой буквы в названии птицы.
Предлагаю детям прочитать слово, которое получилось в столбике слева:
ЛАСТОЧКИ.
Предлагаю детям вспомнить приметы, связанные с поведением ласточек:
если ласточки летают низко - к дождю;
если высоко - то к теплой погоде.
Предлагаю детям вспомнить стихотворения о ласточке.
Подвожу итог выполненного задания.
- Сегодня мы научились разгадывать кроссворды. Вам понравилось? (ответы детей) Мы будем разгадывать еще много кроссвордов.
Расскажите, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)
- Мне очень понравилось, как вы все сегодня отвечали. Молодцы. Занятие окончено.