Ирина Гурова
Логопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.
Также при их использовании решаются и другие важные задачи:
- Активизировать словарный запас.
- Закреплять навыки изменения числа существительных.
- Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в роде при составлении словосочетания «прилагательное + существительное».
- Закреплять навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Публикация «Логопедическое пособие „Звуковые кубики“ для автоматизации и дифференциации поставленных звуков» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Кубики. Игры с кубиками
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2017
- Упражнять в умении составлять предложения разных типов.
- Развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза.
- Развивать восприятие цвета, закреплять умения правильно называть основные цвета и их оттенки.
- Развивать слухоречевую память.
- Способствовать развитию мышления, воображения.
Материал: Разноцветные кубики (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый, сиреневый, розовый, малиновый, серый, коричневый; кубик со сторонами разного цвета).
Цвет кубиков выбран не случайно. Название каждого цвета включает звук, оппозиционный общему звуку названий картинок. Это используется в игровых упражнениях на дифференциацию.
На каждом кубике – картинки, названия которых включают в себя определённый звук:
[С] – собака, мост, носок, космонавт, кактус, весы – на сиреневом кубике.
[С’] – лось, гусь, василёк, апельсин, велосипед, поросёнок – на зелёном кубике.
[З] – заяц, зонт, ваза, звезда, телевизор, коза – на жёлтом кубике.
[З’] – козёл, земляника, корзина, кузнечик, зебра, обезьяна – на синем кубике.
[Ц] – цветок, яйцо, заяц, курица, цыплёнок, огурец – на красном кубике.
[Ш] – шапка, шалаш, шишка, мышь, кошка, машина – на оранжевом кубике.
[Ж] – жук, ёжик, жёлудь, жаба, ножницы, ружьё – на розовом кубике.
[Щ] – щенок, плащ, ящик, овощи, щётка, щука – на чёрном кубике.
[Ч] – чайник, часы, туча, свеча, мяч, бабочка – на сером кубике.
[Л] – лошадь, белка, платье, слон, юла, стол – на малиновом кубике.
[Л’] – лиса, лист, лев, улитка, хлеб, телефон – на коричневом кубике.
[Р] – забор, помидор, кукуруза, рыба, ведро, арбуз – на белом кубике
[Р’] – гриб, курица, фонарь, орех, редиска, дерево– на фиолетовом кубике.
На разноцветном кубике (названия цвета включают звуки [р] и [р’]) – рябина, якорь, гриб, тигр, горох, орех.
Варианты игровых упражнений с кубиками разнообразны. Их выбор может зависеть от этапа работы и от возможностей ребёнка.
Упражнения на автоматизацию звуков:
* «Назови все картинки на кубике». Ребёнок берёт кубик, рассматривает картинки, называет их, чётко произнося автоматизируемый звук.
* «Один-много». Взрослый называет предмет, изображённый на кубике, а ребёнок – много таких предметов, то есть то же слово во множественном числе (в именительном и/или родительном падежах): «забор – заборы» или «забор – много заборов».
* «Назови ласково» или «Большой – маленький». Взрослый называет предмет, а ребёнок – уменьшительно-ласкательную форму соответствующего слова: «помидор – помидорчик», «собака – собачка». Для упражнения используются только те существительные, от которых можно образовать уменьшительно-ласкательную форму.
* «Угадай предмет по названному признаку». Кубик у ребёнка в руках. Взрослый называет признак предмета, а ребёнок догадывается, о каком предмете загадка и называет словосочетание. Желательно, чтобы прилагательное тоже включало в себя автоматизируемый звук, но иногда сложно подобрать такое слово: «шерстяная шапка», «жёлтое платье», «сердитый тигр».
* «Ты словечко доскажи, и полностью повтори».Взрослый называет первый слог слова или два слога, а ребёнок подсказывает последний слог, и повторяет слово целиком: «цыплё… (нок) – цыплёнок», цып (лёнок) – цыплёнок» и т. д.
* «Ты словечко подскажи, и всё вместе повтори». Взрослый составляет предложение, а ребёнку нужно догадаться, какое слово нужно подсказать. Ребёнок находит нужную картинку и произносит сначала слово, а потом предложение целиком: «По лесу бежит колючий…ёжик», «Над цветком порхает красивая жёлтая….бабочка», «Мама купила Тане большой надувной…. мяч». Выбранный педагогом тип предложения зависит от возможностей ребёнка.
* «Угадай слово» Взрослый произносит слова необычно – каждый слог повторяет два или три раза. Ребёнок находит на кубике нужную картинку и называет это слово: «ще-ще-ще, нок-нок-нок» – щенок; «ку-ку, ри-ри, ца-ца» – курица.
* «Найди и назови картинку, в названии которой столько слогов, сколько (палочек на столе, звуков ты услышишь, подсказывает цифра и т. д. …»
* «Звуко-слоговые загадки». Взрослый загадывает ребёнку загадки, например: «В этом слове первый звук [щ], а последний [к]» (щенок). «В этом слове два слога: второй – «ба», а первый «жа» (жаба). «В этом слове три слога, а звук [с] третий по счёту» (космонавт).
Упражнение на дифференциацию звуков:
* «Весёлые превращения». Каждый кубик имеет цвет, название которого включает звук, оппозиционный общему звуку названий картинок. Взрослый предлагает ребёнку необычное задание: представить, что все предметы на кубике становятся такого же цвета, как сам кубик. Задача ребёнка – составить соответствующие словосочетания. Так, например, при дифференциации звуков [ж]- [ш] проводится игровое упражнение с оранжевым кубиком. Ребёнок составляет словосочетания: «оранжевая шапка, оранжевая мышь, оранжевый шалаш, оранжевая кошка, оранжевая машина». После этого целесообразно побеседовать о том, что на самом деле правильно, а что является небылицей. В данном случае, например, оранжевой мыши быть не может.
Затем можно предложить ребёнку придумать предложения с составленными словосочетаниями, например, «Бабушка связала Мише шерстяную оранжевую шапку», «Оранжевая машина стоит около нашего дома» и т. д.
Важно отметить, что подобные задания повышают мыслительную активность ребёнка, развивают чувство юмора. Они всегда проходят весело и интересно.