Светлана Никулина
Логопедическое занятие по дифференциации звуков [С]-[Ш] «Путешествие в осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в осень
Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок»
село Турочак.
Конспект интегрированного логопедического занятия
в подготовительной группе
Лексическая тема: «Путешествие в Осень».
[C] [Ш]
Учитель – логопед
Никулина Светлана Васильевна
2016
Публикация «Логопедическое занятие по дифференциации звуков [С]-[Ш] „Путешествие в осень“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Цель: Создать условия для систематизации знаний об осени, дифференциации звуков [с], [ш] в слогах, словах.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
• Корригировать произношение звуков;
• Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
• Корригировать и развивать слуховое восприятие;
• Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (развитие ритмичности);
• Развивать общую моторику, умение согласовать речь с движением;
• Развивать внимание, память, логическое мышление;
• Корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Образовательные:
• Уточнить и расширить словарь по лексической теме «Осень»;
• Закрепить умение выделять звук в начале, в середине, в конце слова;
• Закрепить понятие о гласных и согласных звуках.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к занятиям;
Здоровьесберегающие:
• Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
• Соблюдать правильную посадку детей;
• Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
• Соблюдать режим охраны зрения;
• Чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: музыка «Звуки осеннего леса», листочки на веревочках; карточки; схемы.
Предварительная работа:
- разучивание слов и движений к физкультминутке;
- разучивание движений к сказке «Ежик» по мелкой моторики
- закрепление знаний о признаках осени, названиях деревьев.
- разучивание стихотворений об осенних месяцах,
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учитель-логопед предлагает встать детям в круг:
- Скорей становись-ка, со мною в кружок!
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Давай улыбнё мся и скажем: "Привет!"
Дети рассаживаются за стульчики.
- Дети, чтобы вы могли произносить все трудные звуки речи чётко, правильно и красиво мы должны хорошо подготовиться.
2. Выполнение артикуляционной гимнастики перед зеркалом:
«Накажем непослушный язычок»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя».
«Лопаточка»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Маляр»
• Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
«Чашечка»
• Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)
«Вкусное варенье»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз.
«Фокус»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу, так чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на кончик носа, на котором лежит кусочек ватки. Сдувать ватку с кончика носа.
«Грибок»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка грибка»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
«Гармошка»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута. Открывать и закрывать рот, как будто растягивать меха гармошки.
Логопед : Ребята, у нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осенью) слайд
Логопед : Правильно, мы отправляемся в Осень.
Звучит музыка осеннего леса
Сейчас мы поиграем в игру, называется она «Осенняя копилка»
- Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Логопед : мы не только знаем осенние месяцы, но и можем рассказать стихотворение о каждом месяце. Расскажите стихотворения об осени.
(Дети рассказывают стихи об осенних месяцах).
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)
Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Смолкли птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился…
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)
Логопед : - Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете? Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Дует злой северный ветер. Часто идет холодный дождь. Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай. В лесу появились грибы и ягоды.
Развитие плавного длительного выдоха. Дыхательная гимнастика.
Логопед :- А сейчас мы с вами поиграем (К верёвочкам прикреплены листья)
- поймайте на ладошку листочек. Поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте её от лица. Подуйте на листочек, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох носом, выдох ртом, вытянув губы вперёд трубочкой. Подуйте на листок.
- Подул лёгкий ветерок (поддувание длинной, лёгкой воздушной струёй);
- Подул сильный ветерок (поддувание длинной, более сильной воздушной струёй);
- Молодцы.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук с использованием природного материала - шишки «Сказка про Ёжика»
Жил – да был ёжик в лесу
В своем домике - норке.
(зажать шишку в ладошке)
Выглянул ежик из своей норки
(раскрыть ладошки и показать шишку)
и увидел солнышко.
Улыбнулся ежик солнышку
(улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером)
и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке
(прямыми движениями по ладошке раскатывать шишку)
Катился- катился и прибежал на красивую, круглую полянку
(ладошки соединить в форме круга).
Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке
(зажимать шишку между ладошками).
Стал цветочки нюхать.
(прикасаться колючками шишки к кончику пальца и делать глубокий вдох).
Вдруг набежали тучки
(зажать шишку в одном кулачке, в другом, нахмуриться,
и закапал дождик: кап-кап-кап.
(кончиками пальцев в щепотке стучать по шишке)
Спрятался ежик под большой грибок
(ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шишку под ним)
и укрылся от дождя
А когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб
(показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их
так много… Как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки.
(каждый кончик пальчика потыкать шишкой)
Довольный ёжик побежал домой
(прямыми движениями по ладошке раскатывать шишку).
Звуковая, графомоторная разминка.
Сегодня к нам на занятие пришли звуки. Что же это за звуки давайте отгадаем их?
Вспомним какой звук издают предметы (насос, изображённые на картинки. Возьми карандашик и четко произнеси указанные звуки столько, сколько ведёшь карандашиком по дорожкам (карточка)
Теперь посмотри на картинку. На ней санки. Хлопни в ладоши, если услышишь, что я правильно сказала слово «санки».
Вспомним, какой звук издают предметы (змея, изображённые на картинки. Возьми карандашик и четко произнеси указанные звуки столько, сколько ведёшь карандашиком по дорожкам (карточка)
Теперь посмотри на картинку. На ней шишка. Хлопни в ладоши, если услышишь, что я правильно сказала слово «шишка».
Правильно сегодня мы будем говорить о звуке [с] и [ш].
Игра «Доскажи словечко»
Как – то вечером старушки
Пили чай и грызли.
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладет под голову.
Характеристика звуков [с], [ш], их отличие.
Профили: артикуляция, Звук [с] – согласный, глухой, твердый, на письме обозначает букву «эс», звук [ш]- согласный, глухой, твердый, на письме обозначает букву «ша».
Тактильная гимнастика для пальцев: закрой глаза, на столе лежат разные буквы ты в начале правой рукой должен найти букву «ша», а затем левой рукой букву «эс».
Попеременное произнесение звуков [с] - [ш].
Какой звук издает насос?
Какой звук издает змея?
Игра «Радиограмма»
Логопед : Давайте попробуем расшифровать радиограмму. Узнаем какая погода нас ожидает в ближайшее время (стрелка вверх обозначает холодно – радио издает звук [Ш], а стрелка вниз обозначает тепло - радио издаёт звук [С]).
Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т. д. (Произносят громко [Ш], тихо [С])
Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].
Логопед : - Молодцы! Правильно расшифровали и это обозначает что: «Осенью ожидает попеременно, то дождь и ветер, то спокойная теплая погода».
Логоритмика на автоматизацию звуков [с ]и [ш],под музыкальный инструмент- металлофон)
Конфетки
Ши,ши,ши,ши, как конфеты хороши.
Шо,шо,шо,шо, мойте руки хорошо.
Шу,шушу,шу, я к столу вас приглашу.
Ша,ша,ша,ша, будем кушать не спеша.
Лиса
Су,су,су,су, не пускают в дом лису.
Са,са,са,са, ждет у дома два часа.
Сы,сы,сы,сы, она хочет колбасы.
Си,си,си,си, ей кусочек отнеси.
Дифференциация звуков [с]и [ш] в слогах, словах.
Игры на развитие фонематического слуха
«Повтори за мной».
«Повтори, не ошибись» :
Са – са- ша, сы – ши – сы,
су – шу – су, аса – аша – аса,
шва – сва – сва, шас – шос – шус.
Логопед : - А теперь мы покажем, как мы умеем слушать и слышать: будь внимателен, повтори за мной слоги, без первого звука :
СШО, ШСО, ОШО, УСЫ, ШУ, АС,
Игра называется «Наоборот» если я произношу слог со звуком [С] вы замените его на звук [Ш] и наоборот.
а) слоги:
са-са-са — ша-ша-ша аш-аш-аш – ас-ас-ас
со-со-со - ош-ош-ош –
су-су-су - уш-уш-уш –
сы-сы-сы - иш-иш-иш –
б) слова:
уши – усы вас – ваш
шутки - посол –
кашка - масса –
Машка - Сашка –
Мишка - саман –
шины - басня –
наш - мыс –
3. Итог занятия : (Звучит музыка)
Логопед : - Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? - Правильно мы говорили о «Золотой Осени.
Какие звуки приходили к нам на занятие? – Правильно звуки [ с ] и [ ш ]. Давайте вспомним все задания, которые мы выполняли, расскажите, что вам было интересно делать на занятии. Затем логопед оценивает работу каждого ребенка и благодарит всех.