Ольга Мамонова
«Юные орнитологи». Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
формировать представление о профессии орнитолога.
Задачи:
• уточнить, расширить, конкретизировать и систематизировать представления детей о характерных признаках птиц;
• познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность;
• познакомить с профессией «орнитолог»;
• устанавливать логические связи, анализировать, делать выводы;
• обогатить и активизировать словарный запас словами: птицы, пернатые, орнитология, орнитолог, перо, оперение, не продуваемое, не проницаемое, не промокаемое;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнитолог, орнитология
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Старшая группа
- Темочки
• развивать умение составлять рассказы описательного характера с опорой на схему, правильно строить предложения, излагая свои мысли последовательно;
• воспитывать общую культуру поведения, бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование:
дидактические карточки «Зимующие птицы», дидактические карточки «Перелетные птицы», плакат «Зимующие и перелетные птицы», иллюстрации «Строение птицы», энциклопедия «Животные», таблицы для заполнения, простые и цветные карандаши.
Ход занятия
Педагог: Ребята, давайте назовем, какое сейчас время года? Какой зимний месяц? (Ответы детей.)
Рассмотрите птиц на плакате, подумайте и скажите, в чем их сходство и различие. На какие две группы можно разделить птиц нашей полосы? (Ответы детей. )
Правильно сходство - крылья, туловище покрыто перьями, клюв, высиживают яйца, летают. Различия - размер, цвет, форма, голос, место обитания, питание.
Знаете, ребята, что для того, чтобы изучить все особенности строения и жизни птиц существует целая наука - орнитология. А профессия людей, которые занимаются изучением жизни и повадок птиц называется - орнитолог. Это очень важная, нужная и интересная профессия! Орнитологи знают о птицах все! И даже то, почему их называют «пернатые». Догадались, почему? (Дети размышляют, высказывают догадки и приходят к выводу, что это потому, что тело птиц покрыто перьями.)
Педагог: А сейчас я хочу познакомить вас с некоторыми интересными фактами о пернатых.
Педагог сопровождает свой рассказ показом иллюстраций из энциклопедии.
• Птицы - теплокровные позвоночные яйцекладущие животные, способные к полету.
• Помимо зрения, слуха и обоняния, птицы имеют чувство равновесия. Они могут улавливать магнитное и электрическое поля Земли, благодаря чему отлично ориентируются в пространстве при полете.
• Самая опасная летающая птица - двухцветная дроздовая мухоловка. Размер или хищничество тут ни при чем. К ней просто нельзя прикасаться из-за яда батрахотоксина, пропитавшего даже перья! А причина - ядовитые жуки, которых птица поедает безопасно для себя!
• Лебедь-трубач - самая крупная водоплавающая птица. Если лебедь расправит крылья, то окажется настоящим гигантом: их размах достигает 2,5 метра. Оперение взрослых птиц белоснежное, а молодых - серовато-коричневое. Характерная особенность лебедя трубача - мощный черный клюв.
• Африканский страус - самый большой представитель птиц из всех ныне живущих. Страус обладает плотным телосложением, длинной шеей и маленькой головой.
• Колибри - единственная птица, которая летает задом наперед и вверх ногами.
Педагог: А теперь предлагаю вам дать краткое описание известным вам видам птиц.
Составление описательного рассказа по опорным схемам



Дети учатся составлять рассказ о птицах Европейской части России (ворона, сова, утка, пользуясь опорными схемами.
Педагог: Для закрепления материала, мы заполним с вами таблицу. Вам необходимо нарисовать характерные признаки птиц, чтобы с опорой на таблицу, вы могли бы составить рассказ.

Мнемотаблица «Птицы»
Педагог предлагает детям заполнить таблицу (нарисовать в пустых ячейках характерные черты птиц).
Педагог: Ребята, сегодня вы познакомились с профессией орнитолог, узнали новую информацию о наших пернатых друзьях, составляли описательный рассказ и заполняли мнемотаблицу. Вы показали хороший уровень знаний и вас по праву можно назвать юными орнитологами.