Татьяна Быкова
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] и дифференциации звуков [С]-[С’]
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: звук Л, звуки С-СЬ.
Задачи:
I---автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях;
–развивать фонематическое восприятие в работе со звуком Л.
II.—дифференцировать звуки С-Сь на слух и в собственном произношении в слогах, словах и предложениях;
-- формировать навык фонемного анализа слов типа СГС (лось, лес).
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] и дифференциации звуков [С]-[С’]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Цели: автоматизация звука Л в предложениях, дифференциация звуков С-СЬ в тексте.
Оборудование: предметные картинки, зеркала, фишки синего и зеленого цвета, листы-дома синего и зеленого цвета.
План-конспект урока.
I. Звук Л.
1. Организационный момент:
- Сегодня к тебе на занятие прилетели 2 птицы. Посмотри и скажи, какая птица находится слева, кого ты видишь справа?
Р. : «Слева голубь, справа - ласточка».
- Правильно. Какой звук в слове голубь ты слышишь в середине, а в слове ласточка в начале?
- Сегодня они с тобой поиграют со звуком Л.
- Прежде, чем начать нужно наши пальчики размять. Повторяй за мной:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог:
— Тук-тук-тук.
2. Артикуляционная гимнастика:
«Окошко»
- Давай улыбнемся нашим гостям. Еще раз. Как птенчики просят пищу? Открой широко рот и положи язычок на дно ротика. Еще раз повтори. Молодец.
«Блинчик»
-У всех птиц разные клювы. Покажи, какой широкий клюв у утки. Улыбнись, открой широко рот и положи язык на нижнюю губу. Я буду считать, а ты держи.
«Иголочка»
- У аиста, наоборот, узкий и острый язычок. Сделай и держи.
«Индюк»
- Покажи, как болтает индюк?
3. Уточнение артикуляции:
Вспомни, как работают губы, язык при правильном произнесении звука :
Губы улыбаются, старательно удерживают улыбочку; зубы разомкнуты;
Кончик языка поднимается вверх и прижимается в бугорочки за верхними зубами;
Воздушная струя идет по бокам языка; горлышко дрожит.
4. Характеристика звука (по схеме) :
Если есть преграда (язык, зубы, то звук Л какой? --Согласный
Если голос звенит? --Звонкий
Средняя часть спинки языка опущена (показать на профиле) --Твердый
Итак, звук Л – согласный, твердый, звонкий.
5. Развитие фонематического восприятия со звуком Л :
- Ласточка предлагает тебе поиграть. Когда ты услышишь звук Л, хлопни в ладоши:
С, З, Л, Ш, Н, Ж, Л ; ла, со, ро, су,лы, па; мак, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.
- Где слышится звук Л в слове : лук, баклажан, лопата, салат, козел, топал.
6. Автоматизация звука Л в слогах :
- Птички очень рады, что ты такой внимательный. Теперь я буду говорить начало слова, а ты конец – маленькое слово ЛА: Кук. (ла, пи. (ла, Ми. (ла, иг. (ла, ска (ла, пче (ла).
Произнеси слог ЛЫ тихо и медленно, как будто далеко летят журавли.
А теперь громко и быстро слог ЛУ, как будто галдят птенцы.
7. Автоматизация звука Л в словах :
- Ласточка с голубем принесли с собой картинки. Посмотри на них и назови те картинки, в которых есть звук Л.
-Озвучь картинки, четко и правильно произнеси их (белка, лось, заяц, лодка,акула, кот, стул, молоток, ежик).
8. Автоматизация звука Л в предложениях :
Проговори четверостишие:
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой белка не была.
9. Физкультминутка. Игра с мячом «Один и много».
Бокал – бокалы пенал – пеналы
Вокзал – вокзалы овал – овалы
Стол—столы скала – скалы
Пчела – пчелы пила – пилы
II. Звуки С-Сь.
1. Организационный момент:
-Наши птицы улетели, но прилетели другие, угадай кто?
--- Ночная птица (сова).
--- Птица с желтой грудкой (синица)
-Они просят ответить на вопросы:
--- Число, следующее за числом шесть (семь)
--- Самая болтливая птица (сорока).
--- Птица с желтой грудкой (синица)
--- Усатая рыба (сом)
--- Что видим, когда спим (сон)
--- Цвет моря (синий)
--- Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)
- Какие звуки часто повторялись в словах? (Звуки С и Сь)
- Во второй части урока мы будем произносить звуки С и Сь и искать слова, в которых эти звуки встречаются.
2. Артикуляционная гимнастика:
"Научим язычок слушаться".
Пошлепаем непослушный язычок. Приоткрыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить "пя, пя, пя" на одном выдохе.
"Почистим зубки".
- Ну - ка, язычок, почисти зубки. Улыбнуться и поводить языком по внутренней стороне нижних зубов из стороны в сторону, потом вверх - вниз. Вот, какие чистые стали зубки.
"Язычок - силач".
- Язычок стал сильным. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, язык упирается в зубы. Напрягать язык. Повторить 3 - 5 раз.
3. Уточнение артикуляции и звучания:
-В слове «сова» как звучит звук С, давай произнесем вместе: С-С-С-С.
-Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубки. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по - середине языка. Звук С – согласный, твердый, глухой. Повтори звук С.
-А в слове «синица»? Произнеси…
- Губы улыбаются. Кончик языка внизу, упирается в передние зубки. Средняя часть язычка поднимается вперед вверх. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по - середине языка. Звук Сь – согласный, мягкий, глухой. Повтори звук Сь.
4. Сравнительная характеристика звуков :
- В чем сходство между звуками С и Сь? (оба звука согласных, глухих, свистящих)
- А в чем разница между ними? (Звук С — твердый, обозначаем синей фишкой, а звук Сь- мягкий, обозначаем зеленой фишкой)
5. Дифференциация звуков С-Сь в слогах :
а) на слух:
-Послушай и подними синюю фишку, если услышишь звук С :
Ла, са, вы, се, ку, со, лы, си, ма, су.
-А теперь, то же самое, и если услышишь звук Сь, то поднимешь зеленую фишку:
Ла, са, вы, се, ку, со, лы, си, ма, су
б) проговаривание:
-повтори за мной: са-си-са, си-су-су, сы-са-ся
-придумай и проговори сам по схеме: (синий-зеленый-синий; зеленый-зеленый-синий)
6. Дифференциация звуков С-Сь в словах :
а) на слух:
Подвижная игра "Прыгай, приседай".
- Услышишь в слове С - присядь и встань, а звук Сь - прыгни на месте:
Сытый, синий, доска, кисель, гусята, полоса, брось, трос, лось, лис.
б) проговаривание:
-Сова и синица пригласили каждая к себе гостей. Посмотри на картинки и назови всех гостей. (собака, лось, лиса, свинья, поросенок).
Как думаешь, кого пригласила сова, а кого синица?
- Если слышим звук С в названии животного, то кладем его на синий лист-дом совы, а если слышим звук Сь то на зеленый лист-дом синицы.
– Кто пришел к сове? (собака, свинья, лиса) – А кто в гостях у синицы? (поросенок, лось)
7. Фонемный анализ:
Все гости разошлись, остался только лось, давай выложим его имя с помощью фишек.
( выкладывание слов: лось)
-Где живет лось? (в лесу, выложи слово «лес».
8. Дифференциация звуков С-Сь в предложениях :
а) - Послушай:
У Сони и Сани синие сани.
- Какие слова услышали со звуком С? (Сони, Сани, сани)
- Какие со звуком Сь? (синие)
б)- Придумай предложение со словом «сова»; со словом «синица».
9. Дифференциация звуков С- Сь в тексте.
- Прослушай текст:
Собака Сонька снова в лесу. Тут столько интересного! Вот высокая сосна. На сосне сидит сова. Сонька стала лаять на сову. Сова вспорхнула и улетела – испугалась. Весело Соньке!
- Повтори текст по предложениям. Ответь на вопросы по тексту полным предложением.
9. Итоги урока:
-Вот и наши птицы улетели домой.
- Ты сегодня хорошо позанимался. Кто к тебе приходил в гости? Какие звуки ты поизносил вместе с ними? В какие игры вы играли?