Ирина Гурова
Логопедическое пособие для автоматизации звука [Л] «Новогодний крутящийся шар»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию пособие, которое я изготовила для работы по автоматизации [Л] в словах и предложениях. С помощью крутящегося шара можно провести несколько интересных игр и игровых упражнений. К новому году практически все воспитанники моей средней группы овладели произношением звука [Л] в словах разных типов и в разной позиции. Но обязательно нужна работа по автоматизации данного звука, которая требует, как обычно, нестандартного творческого подхода для успешной реализации данного этапа. Дети очень любят интересный материал на занятиях, и изготовленный мною шар привлёк их внимание!
Публикация «Логопедическое пособие для автоматизации звука [Л] „Новогодний крутящийся шар“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Елочная игрушка. Новогодние украшения своими руками
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Новогодний шар на елку своими руками
- Новый Год в детском саду
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2021
Для создания пособия понадобились:
- цветной картон,
- картинки, имеющие в названии звук [Л] (в единственном и множественном числе,
- ножницы,
- клей ПВА,
- пряжа для вязания,
- большая бусина,
- декоративная снежинка.
Изготовить пособие достаточно просто. Сначала нужно распечатать листы с картинками на принтере, или подобрать их, если такие имеются в запасе. Картинки вырезать. Из цветного картона вырезать круги. У меня 18 разноцветных кругов диаметром 12,5 см.
Каждый круг нужно согнуть пополам и склеить их половинки так, чтобы получился шар (многие дети и взрослые делают таким способом шарики на ёлочку). После этого на половинку каждого круга наклеиваются картинки таким образом, чтобы с левой стороны был один предмет, а с правой – несколько (от 2 до 5, но других предметов.
Для украшения шара прикрепляем шнурок из скрученной пряжи, украсив его бусинкой и снежинкой снизу. Шар готов и теперь можно использовать его в работе!
Цель: автоматизация [Л] в словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
- закреплять произношение звука [Л] в словах, словосочетаниях и предложениях;
- упражнять в изменении числа существительных в именительном падеже;
- продолжать учить согласованию числительных 1- 5 с существительными;
- формировать умение составлять простое распространённое предложение;
- развивать навыки количественного счёта в пределах 5.
- развивать зрительное восприятие и внимание;
- развивать мыслительные способности – умение обобщать, находить сходство предметов и явлений;
- способствовать развитию пальчиковой моторики.
Варианты игр и игровых упражнений:
«Цепочка слов» или «Игра-искалочка».
Логопед предлагает ребёнку открыть любой круг шара и назвать предмет, расположенный с левой стороны (на каждом круге слева один предмет, а справа несколько). Затем предлагает покрутить (полистать) шарик и найти круг, на котором с правой стороны несколько таких же предметов. Теперь на этом же круге называем один предмет, находящийся слева, и, таким же образом, ищем круг с несколькими такими же предметами, затем называя их. Таким образом, ребёнок, крутя шар и находя предметы, называет существительные в единственном и множественном числе, пока не переберёт все картинки на шаре (лупа – лупы, стол – столы, дятел – дятлы, ласточка – ласточки, глобус – глобусы, лошадь – лошади, лось – лоси, лодка – лодки, плот – плоты, бутылка – бутылки и другие). Желательно расположить картинки на шаре так, чтобы цепочка не замкнулась.
«Цепочка слов» или «Весёлый счёт»
Игра аналогична предыдущей. Отличие заключается в том, что ребёнок называет ещё и количество предметов, согласовывая их с числительными, например, «одна ёлка – пять ёлок, один ландыш – четыре ландыша» и т. д.).
«Друг за другом»
В этом игровом упражнении ребёнок, перекладывая картинки, как бы листая странички книги, называет их по порядку на каждой из них – сначала слева, затем справа.
Вариант «Один-много»: «ёлка и белки, плот и столы, лось и лошади, белка и дятлы, дятел и ласточки, лодка и плоты, ландыш и ёлки»…
Вариант «Весёлый счёт»: «одна ёлка и две белки, один плот и два стола, один лось и три лошади, одна белка и четыре дятла, один дятел и четыре ласточки, одна лодка и три плота, один ландыш и пять ёлок»…
«Чем похожи?» или «Что общего?»
Эта игра направлена на составление предложений по парам картинок, наклеенных на каждом круглом развороте шара. Она проводится после того, как все предыдущие варианты освоены. Задача ребёнка – найти сходство или другую взаимосвязь между изображёнными слева и справа предметами или и рассказать об этом, составив простое предложение. Вот несколько примеров: «Дятел и ласточки – это птицы», «Белки сидят на ёлке», «Плот и столы сделаны из дерева», «Ландыш и ёлки растут в лесу», «Лодка и плоты плывут по реке» и т. д.
Желаю Вам успехов!