МААМ-картинки

Речевой материал для автоматизации звука [Ж] в старшей группе

Терентьева Галина Борисовна
Речевой материал для автоматизации звука [Ж] в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Речевой материал для автоматизации звука [Ж] в старшей группе.

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги. Автоматизация в сочетаниях слогов: При произнесении голосом выделяем звук [Ж].

Жа-жа-жа

Жо-жо-жо

Жу-жу-жу

Жи-жи-жи

Же-же-же

Жа-жо-жу

Жи-же-жа

Жо-же-жи

Жу-жо-же

Же-жа-жо

Жа - жо - жу - жи - же

Жи - жа - жо - жу - же

Жо - жа - жу - жи - же

Же - жа - жо - жи - жу

Жу - жа - жо - жи - же

Публикация «Речевой материал для автоматизации звука [Ж] в старшей группе» размещена в разделах

Упражнение № 2.

Проговаривать слова, голосом выделяя звук [Ж]:

Жа: жаль, жаба, жало, жатва, жать, Жанна, жадина, жалоба; жалеть, жакет, жасмин.

Жо, жё: жёлоб, жёлудь, жёлтый.

Жу, же: жук, Женя, жжение; жетон.

Жи: жить, жила, жидкий, жито; живой, живот, животное.

Ждать, жду, жгутик.

Упражнение № 3

. Игра «Назови ласково»:

флаг - (флажок)

утюг - (утюжок)

друг - (дружок)

снег - (снежок)

круг - (кружок)

берег - (бережок)

Игра «Один – много»:

нож - (ножи)

этаж - (этажи)

уж - (ужи)

ёж - (ежи)

морж -(моржи)

гараж - (гаражи)

Упражнение № 4. Подскажи словечко!

В зимний день растопим ПЕЧЬ.

Будем в печке хворост. ЖЕЧЬ.

У кота сегодня ПИР:

Сало дам ему и. ЖИР!

Кашу мы в кастрюле ПАРИМ,

Мясо в сковородке. ЖАРИМ.

Улетают птицы в ДАЛЬ.

Расставаться с ними. ЖАЛЬ!

Когда грущу — я брови ХМУРЮ,

Когда смеюсь — глаза я. ЖМУРЮ.

В цирк купил я два БИЛЕТА,

Их кладу в карман. ЖИЛЕТА.

Шерсть пряла умело ПРЯХА —

Тонкой получилась. ПРЯЖА.

Когда мой папа стал КУРИТЬ,

Мать принялась его. ЖУРИТЬ.

По корявому СУЧКУ

Нелегко ползти. ЖУЧКУ!

Сапожок Танюше МАЛ —

Сильно ногу Тане. ЖАЛ!

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова.

Ожог, рожок, лужок, дружок, флажок, пирожок, бережок, крыжовник, уже, уважение, этажерка, брожу, лежу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур, тужурка, ножи, моржи, ежи, лежи, покажи, прикажи, наживка, пружина, дружить, кружить.

Упражнение № 6. Произносить слова со стечением согласных, голосом выделяя звук [Ж]:

Важный, каждый, бумажный, багажник, монтажный, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, таёжный, нижний, ближний, пижма, книжный, между, прежде, одежда, Надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный, однажды, дважды, побеждать.

Упражнение № 7. Игра  на автоматизацию звука [Ж] в словах: 

        

Инструкция: фишка стоит на букве Ж; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо. какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ж].

Упражнение № 8. Проговаривать слова, голосом выделяя звук [Ж]:

Жа: ежата, вожак, вожатый, пижама, бежать, лежать, уважать; кожа, лужа, лежа, кожаный.

Жо, жё: ожог, лужок, флажок, свежо, ножовка, медвежонок, утюжок, ежонок.

Жу, же: лежу, хожу, гляжу, покажу, уже, уважение; вижу, вяжут, лижут, мажут.

Жи: ножи, ужи, ежи, лежи, покажи, этажи, наживка; ежик, ужин, пыжик, дюжина, ухаживать, похожий, ужинать.

Джем.

Упражнение № 9.

Игра  «Назови ласково»

ФЛАГ – ФЛАЖОК     СТОГ – СТОЖОК

СНЕГ – СНЕЖОК       РОГ – РОЖОК

БЕРЕГ – БЕРЕЖОК     ДРУГ – ДРУЖОК

ПИРОГ – ПИРОЖОК

САПОГ – САПОЖОК

УТЮГ – УТЮЖОК

Игра «Один - много»

ЧИЖ – ЧИЖИ         ЭТАЖ – ЭТАЖИ

ПАЖ – ПАЖИ         МАНЕЖ – МАНЕЖИ

ЁЖ – ЕЖИ               ПЕЙЗАЖ – ПЕЙЗАЖИ

ПЛЯЖ – ПЛЯЖИ   ГАРАЖ – ГАРАЖИ

СТРИЖ – СТРИЖИ  

ЭКИПАЖ – ЭКИПАЖИ

МОРЖ – МОРЖИ

ЧЕТРЁЖ - ЧЕРТЕЖИ Ж

Упражнение № 10. Выучить загадки.

Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)

Я над речкою лежу, оба берега держу. (Мост)

Не живая, а идёт. Не подвижна, а ведёт. (Дорога)

Живёт – лежит. Умрёт – побежит. (Снег)

Упражнение № 11. Произносить (читать) слоги.

ажма – ожма – ужма – ыжма

ыжма – ужма – ожма – ажма

яжма – ёжма – южма – ижма – ежма

ежма – ижма – южма – ёжма – яжма

Упражнение № 12. Произносить (читать) слова.

Важный, каждый, бумажный, можно, монтажник, багажный, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, таёжный, нижний, ближний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный, наждак, награждать, вражда, ножной, нужда, Лужники, лыжня, денежный, бережно, побеждать.

Упражнение № 13. Сосчитай до десяти.

Один жук, два жука…пять жуков…десять жуков.

Один нож…

Один художник…

Один лыжник…

Одна жаба….

Одна лужа…

Одна жужелица….

Упражнение № 14. Измени слова по образцу:

ходить – хожу

лежать - … водить -… глядеть –… судить -…

дружить -… видеть -… бродить -… держать -…

уходить -… находить -… приходить –… сидеть -…

Ответить на вопросы полными предложениями: Как можно назвать одним словом пижаму, жилетку, жакет? Что появляется от дождя на дорогах? Как называют детенышей лошади, ежихи, медведицы?

Упражнение № 15.

Д/и «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ж]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ж] в названии выпавшей картинки.  

ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ж].

Упражнение № 16. Замените  в славах, которые я назову, первый звук на звук Ж. чтобы получилось новое слово:

ЛУК – ЖУК          ЗАЛ – ЖАЛ

ДАТЬ – ЖАТЬ      БАБА – ЖАБА

ПЕЧЬ – ЖЕЧЬ      МИР – ЖИР

ГОРА – ЖАРА     МАЛО – ЖАЛО

МЕСТЬ – ЖЕСТЬ   ПАКЕТ- ЖАКЕТ

БЕТОН – ЖЕТОН   БИЛЕТ – ЖИЛЕТ

ПУЧОК – ЖУЧОК   ВИЛКА – ЖИЛКА

БОЛЕТЬ – ЖАЛЕТЬ

ПОРА – ЖАРА

БУРЧАТЬ – ЖУРЧАТЬ

ЧУТКИЙ – ЖУТКИЙ

КУРИТЬ – ЖУРИТЬ

РАКЕТКА – ЖАКЕТКА

ИДЁТ – ЖДЁТ

ВЕНЯ – ЖЕНЯ

Упражнение № 17.  Игра «Изменяй по образцу»:

Забежать за Женей

Образец: Я забегу за Женей

Мы…. Он….

Ты…. Она…

Вы…. Они…

Упражнение № 18. Произносить (читать) предложения.

Глаженая одежда лежит на столе. Нужные журналы лежат на книжной полке. Мама купила пирожное. Я жду автобус. Жанна любит джем и желе. Жору мучает жажда. Однажды я попал под дождик. Жнейкой жнут. Мы ждали, ждали автобус и не дождались. Женину маму зовут Надежда. Женя бегает каждый день.

Упражнение № 19. Произносить (читать) предложения.

Дружно падают жёлуди! Идёт желудёвый дождик. Кто дрожит, тот и бежит. Лёжа урожая не ожидай. Раз обожжёшься, второй – остережёшься. Живёт – хлеб жуёт. Ждать плохо, а догонять ещё хуже. Живи для людей – поживут и люди для тебя. Жить не живёт, а проживать проживает. Живём хлеб жуём. Жить поуже – не хуже.

Упражнение № 20. Пересказать текст.

Ежиха. Женя нашел под пнем норку ежа. Там лежали пять ежат. Они ожидали ежиху. Женя только погладил ежат и ушел. Ежихе это не понравилось, и она увела ежат. Когда Женя опять прибежал к пню, там ежат уже не было.

Упражнение № 21. Выучить загадки.

Жевать не жую, а всё пожираю. (Огонь)

Сама пить не пьёт, а нас вынуждает. (Жажда)

Лежал – лежал, да в реку побежал. (Снег)

Иголки лежали, лежали, да под стол убежали. (Ёжик)

Упражнение № 22. Выучить загадку.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издаёт жужжащий звук:

- Ж – ж – ж – ж! (Буква Ж)

Упражнение № 23. Выучить загадку.

Ребятам весело со мной.

На ножке я кружусь одной.

Пока верчусь, я не тужу,

Кружу – жужжу, жужжу – жужжу. (Юла)

Упражнение № 24. Выучить потешки. Читать потешки выразительно и чётко.

Ель на ёжика похожа,

Подарил ежатам ёжик

Ёж в иголках, ёлка тоже.

Восемь кожаных сапожек.

Упражнение № 25. Выучить потешки. Читать потешки выразительно и чётко.

Лежебока, рыжий кот,

Отлежал себе живот.

Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет

Упражнение № 26.  Проговаривать словосочетания, голосом выделяя звук [Ж]:

Кожаный жакет                                жидкий мёд

нежная кожа                                     жадный Женя

мягкая пижама                                 вьюжный день

отважный капитан                           бумажная жаба

мамин утюжок                                  модный пиджак

бежевый жакет                                 Женины тапки

новый утюжок                                  бумажный жук

важный медвежонок                        надёжный вожак

Женина пижама                                снежный ком

желтокожие жёлуди                         дюжина ежей

Упражнение № 27. Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.

Новый дом.

Против школы новый дом,

В новом доме мы живём.

Мы по лестнице бежим

И считаем этажи.

Упражнение № 28. Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.

Я жук, я жук! Я тут живу.

Жужжу, жужжу, гляжу, лежу,

Я не тужу, всю жизнь жужжу: Ж – ж – ж…

Упражнение № 29. Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.

Ёжик.

Ходит ёжик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ёжик,

Как же взять его?

Упражнение № 30. Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.

Кто он?

Жу – жу – жу, жу – жу – жу,

Я на ветке сижу.

Я на ветке сижу,

Букву «ж» всё твержу.

Упражнение № 31. Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.

О чём поют воробушки?

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

- Мы выжили!

- Мы дожили!

- Мы живы! Живы мы! (В. Берестов)

Упражнение № 32. Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.

Жук.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (В. Фетисов)

Упражнение № 33. Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.

Встретил в чаще ёж ежа:

- Как погода, ёж?

- Ой, свежа!

И пошли домой, дрожа,

Горбясь, ёжась, два ежа.

Упражнение № 34. Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок.

Там растаял снежок,

Заливает лужок.

Упражнение № 35. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено – второй абзац и т. д.)

    Вова - вежливый ребенок. Тетради на нижней полке. Багажный вагон впереди. Мама купила пирожное. Между деревьев снежная баба. Женя вытряхивает одежду. У Гены бумажная жаба. Сапожник починил обувь. Монтажники выполняют важную работу. Победитель - лыжник награжден подарками. В книжном магазине можно найти нужную книгу. Булыжник был мокрый от дождя.

  Женя жуёт ежевику. У ужа ужата. Монтажнику нужна ножовка. У Жанны кожаный жакет. Женя и Жанна ужинают. У Жанны бумажная жаба. Ежата ждут маму-ежиху. Над пижмой жужжат жуки. Художник едет в Кижи. У ежихи и ежа ежата. Пижама, жакет и пиджак – это одежда. Женя живёт на пятом этаже.

  Пижма пахнет нежно. Женин папа – художник. Медвежонок жуёт жито. У Жени живые ужи. Жанна даёт Жене ежевику. Женя вяжет маме жакет. Нет манжет у пижамы. Ежевика в бумажном пакете. Между пнями живут жабы. У Жени на ужин ежевика. У детей пижамы и жакеты. У жука надёжный дом между ветвей.

  Дружно живёт детвора. Легко бежать по накатанной лыжне. У Жоры отец—монтажник, а у Жени - художник. Мой друг живёт на нижнем этаже. На нижней полке этажерки лежит журнал.   Жора бережёт одежду. Женя ожидает, когда перестанет дождик. Дождик лил уже дважды - жди урожай на грибы. Между окнами жужжит жук. Женя дважды побеждал в лыжных гонках. Дружно падают желуди.

Упражнение № 36. Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.

Дождик, дождик, дожделей!

Все поля скорей полей!

Не жалей воды,

Напои сады. (В. Суслов)

Упражнение № 37. Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.

Жук жужжит в железной банке

– Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука! (В. Лунин)

Упражнение № 38. Проговаривать скороговорки:

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Даже ужу ужин нужен.

Не живут ужи, где живут ежи.

Упражнение № 39. Заучивание скороговорок о жуке

Жук жужжит: "Жу-жу-жу!"

Я живу, не тужу,

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу".

Жук упал и встать не может:

Ждет он, кто ему поможет.

Жужжит над жимолостью жук,

Тяжелый на жуке кожух.

Упражнение № 40. Проговаривай чистоговорки:

Жа-жа-жа – жили-были два ежа.

Жу-жу-жу – на двоих ежей гляжу.

Жу-жу-жу – ближе, ближе подхожу.

Же-же-же – вижу желудь на еже.

Жи-жи-жи – ежик, желудь покажи!

Жа-жа-жа – испугали мы ежа.

Жа-жа-жа – убежали от ежа.

Публикации по теме:

Занятие по автоматизации изолированного звука [л] Тема: Звук [л].Цель:автоматизировать изолированный звук [л].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Дидактическое пособие «Лэпбук» для автоматизации звука [р]Дидактическое пособие «Лэпбук» для автоматизации звука [р] Работая с детьми, каждый раз приходится искать новые подходы, формы и методы в своей педагогической деятельности. Постановка звука - это.

Игра «Логопедический магазин» для автоматизации звука [Ш]Игра «Логопедический магазин» для автоматизации звука [Ш] Игра на автоматизацию звука [Ш] вначале и в середине словаКоррекционно-образовательную работу с детьми я стараюсь строить с учетом индивидуальных,.

Конспект «Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Ш]» Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш. Составила: учитель – логопед Катина Светлана Викторовна Цель: формирование правильного произношения.

Использование пластилинотерапии и бионергопластики для автоматизации звука [Л] для детей 5–6 летИспользование пластилинотерапии и бионергопластики для автоматизации звука [Л] для детей 5–6 лет Задачи: развивать зрительное внимание, артикуляционную, тонкую моторику, формировать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность,.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [С] в старшей группе в форме квест-игры «Путешествие за сокровищами» Цель: закрепление произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнять и совершенствовать.

Логопедическая дидактическая игра «Подбери по цвету» для автоматизации звука [Р]Логопедическая дидактическая игра «Подбери по цвету» для автоматизации звука [Р] Главной целью при использовании игры с кубиками «Подбери по цвету» является автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях. Также.

Речевой материал для детей по теме «Дикие животные»Речевой материал для детей по теме «Дикие животные» Уважаемые друзья и коллеги, недавно у нас в группе прошла тематическая неделя «Дикие животные». Мои малыши очень любят короткие стихи.

Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя» Часть II В русском языке есть очень много слов, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Понимание этого нужно обязательно.

Сказка на новый лад «Маша и медведь» для автоматизации звука [ш]Сказка на новый лад «Маша и медведь» для автоматизации звука [ш] «Маша и медведь» русская народная сказка на новый лад Цель: автоматизация звука [ ш] в открытых слогах и слогах со стечением согласных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевой материал для автоматизации звука [Ж] в старшей группе
Опубликовано: 11 июня 2020 в 19:38
+276Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевой материал для автоматизации звука [Ж] в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Терентьева Галина Борисовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 86.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД