Светлана Степанова
Игры-забавы как форма культурно-досуговой и творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Игры – забавы, как форма культурно-досуговой и творческой деятельности».
Форма проведения: педагогическая мастерская, семинар-практикум.
Участники: воспитатели всех возрастных групп дошкольного возраста.
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию игр-забав на музыкальных занятиях.
Задачи:
•Познакомить участников с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием игр-забав.
•Показать значимость применения игр-забав.
•Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.
План проведения:
1. Сообщение: " Игры – забавы как форма культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников".
2. Практическая часть:
- Игра – забава в младшей группе «Зимние забавы»;
- Игра – народная в средней группе «Ленточка»;
- Игра – шутка в старшей группе «Собери свои игрушки»;
- Игра - праздничная забава в подготовительной группе «Заря»;
Актуальность использования данной методики.
Игры-забавы – это непродолжительные по времени развлекательные моменты, основная миссия которых заключается в помощи воспитанникам включиться в тот или и ной вид деятельности.
Цели игр-забав:
1. Расширение кругозора детей.
2. Привлечение в работу всех детей.
3. Создание условий для отдыха детей.
4. Тренировка внимания и памяти.
5. Создание позитивного эмоционального фона.
6. Развитие чувства юмора.
Задачи игр-забав:
1. Обучение детей находить решения поставленного игрового задания с помощью эврестического подхода.
2. Совершенствование речи.
3. Развитие воображения, фантазии детей.
4. Работа над тренировкой координации движений рук, ног, ловкости и их гибкости.
5. Формирование представлений о традициях и культуре страны.
6. Воспитание терпения, доброжелательного отношения к сверстникам.
Одним из видов развлечений являются забавы, в которые входят шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.
Небольшие, короткие по времени развлекательные моменты хорошо помогают воспитателю собрать внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, дать им возможность отдохнуть, создать веселое настроение, развить чувство юмора.
Фокусы всегда вызывают живой интерес у ребят. Они знакомы им с раннего детства и обладают особой притягательной силой, ибо с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Дети любят смотреть, как показывают фокусы.
Фокусы обычно делят на две группы: основанные на иллюзиях и основанные на манипуляциях.
Например фокус с водой на летнем развлечении – окрашивание в разные цвета и другие.
Шутки — это то, что говорят или делают не всерьез, а ради развлечения, веселья. Шутке ребята всегда рады. Их можно использовать в перерывах между играми, вставлять в праздничные утренники и развлечения.
Но одно необходимо помнить: ни в коем случае не следует приводить шутки одну за другой. В группе полезно разучивать шутки со старшими детьми с тем, чтобы они могли их рассказать младшим. Это научит детей младшего возраста понимать шутку и шутить самим, лучше видеть многообразней окружающий мир и понимать его.
Шарады - это отгадывание слов по частям (обычно—но слогам).
Прежде чем загадывать шарады, надо показать детям на примере одной из шарад технику их отгадывания. Например, зашифровано слово «фасоль»: первый слог — нота (фа, второй - тоже нота (соль, а целое — на горох похоже (фасоль).
Загадывать и отгадывать загадки любят все дети. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить смекалку и сообразительность.
Надо подбирать загадки по темам. Например прогулке в лес можно посвятить целую серию загадок о растениях, явлениях природы. Особое содержание этого вида забавы заключено в жизни города, поселка, деревни и т. п.
Гуляя, дети видят транспорт, работу различных машин. Эти наблюдения желательно подкрепить подбором соответствующих загадок.
Аттракционы— это хорошие подвижные игры. Они дают возможность
детям посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Организация
аттракционов может быть самой разнообразной.
Первое, о чем должен подумать педагог, это о том, чтобы силы соревнующихся были равными. В них могут участвовать дети, организованные в две или три команды.
Составлять команды можно двумя способами: по возрастному принципу, т. е. всем участникам по пять лет или шесть, семь, или в подгруппы входят дети разного возраста.
И сами аттракционы могут быть рассчитаны на участие детей младшего и старшего возрастов. Так, например, аттракцион «Собери листья»: малышам предлагается более простое задание — кто скорее разбросает листочки по залу, а детям старшего возраста — кто быстрее соберет листочки и оригинальнее составит букет. Педагогу необходимо помнить, что, когда игра закончится, победителей требуется поощрить. Поощрение может быть моральным и материальным. Моральное поощрение — когда педагог дает положительную оценку и дети хлопают выигравшему ребенку. Материальное — когда дается «медаль» или флажок за умение побеждать.
Сюрпризы — это неожиданные, веселые забавные моменты, которые по своему содержанию эмоциональны, интересны, привлекательны.
Дети активно действуют, когда возникает сюрпризная ситуация. В результате игрового приема ребенок реагирует на это и в его деятельность активно включаются интеллектуальные и эмоциональные силы.
Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой ребенок нуждается. Потребность новых впечатлений перерастает в познавательную, продолжает играть свою роль в развитии, становлении ребенка. Сюрпризные моменты могут быть включены в занятие, прогулку, праздники и, вообще, в любой момент повседневной жизни ребенка в детском саду.
Целесообразно составлять план развлечений на месяц или квартал. Перспективно-календарное планирование позволяет рационально, с наименьшими затратами сил и времени музыкальному руководителю и воспитателю осуществлять руководство этим разделом работы.
Следовательно, при планировании необходимо уделять этому вопросу особое внимание. Правильно включить музыкальное оформление в сценарий развлечения или досуга, организованного в группах, должен помочь воспитателю музыкальный руководитель, который подбирает музыкальные произведения и советует, что лучше использовать.
Практическая часть:
Фокус – «Волшебные цветы», заготовки нарезанные цветы, свернуть и опустить в емкость с водой.
Шутка – «Собери свои игрушки». Воспитатель просит ребёнка собрать игрушку. Ответ ребёнка «Не буду, я лучше в углу постою».
Шарада – «Нота». Первая – нота, вторая – тоже, а целое на горох похоже. (Фасоль).
Загадка – Скачет наш котенок ловко. Очень любит он морковку…. (молоко).
Аттракцион - Игра «Снежинки, сосульки, снежки»
Как только произнесено слово «снежинки», дети должны показать ладони с растопыренными пальцами, когда слово «сосульки» - показать ладони ребром со сжатыми пальцами, а когда слово «снежки» - показать кулачки. Можно сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.
На краешке крыши
Сосулька росла.
(Поднимаем руки вверх.)
Она очень сильно
Боялась тепла.
(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)
Что солнце светило,
Не нравилось ей –
(Качаем головой вправо-влево.)
Могла ведь растаять
От ярких лучей.
(Стучим указательным пальцем по ладошке - будто капли падают.)
Сюрприз – Коробочка конфетка. Все дети любят сладости, можно в конфетку положить самые разнообразные сладости.
Народная игра – Ленточка. Дети стоят в кругу. Выбирается один ребенок. Выходит за круг. Дети идут хороводом и произносят слова «Вышла Маша погулять, стала друга выбирать, Раз, два, три ну-ка ленточку возьми» Маша идет за кругом и размахивает лентой, после слов «Раз, два, три ну-ка ленточку возьми», передает другому ребенку, а сама встает в круг к детям. Игра продолжается.
Праздничная забава – Например на масленицу. «Заря» Дети встают в круг, руки держат за спиной. А одному из играющих «Заре» с зонтиком в руке (на котором прикреплены разноцветные ленточки, нужно идти сзади с зонтом и приговаривать.
Заря, Заряница
Красная девица.
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет зонтик с лентами и они оба бегут в разные стороны по кругу, тот кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются пока водящий выбирает кому на плечо положить ленту.
Зимние забавы - катание на лыжах, тюбинг –катание на плюшках; коньках, санках, лепка снеговиков.