Ольга Будучина
Логопедическая сказка «Загадки Свистелочки и Шипелочки». Дифференциация свистящих и шипящих согласных звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Совместное занятие учителя-логопеда и воспитателя
с детьми старшей группы с нарушениями звуковой стороны речи и их родителями
в рамках школы для родителей «Навстречу друг другу».
Цель: знакомить родителей с различными методами и приемами по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа логопеда. Логопедия
- Согласные звуки
- Темочки
- закреплять знания детей согласных свистящих и шипящих звуках; узнавать буквы, наложенные друг на друга; читать слоги;
- продолжать учить дифференцировать согласные свистящие и шипящие звуки на слух и в произнесении; называть слова с определенным звуком, делить слова на слоги, сочетать слова и движения;
- развивать фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ; слуховое и внимание, речевую память, зрительное и тактильное восприятие, речь, общую и мелкую моторику, координацию движений;
- воспитывать интерес к сказкам, к обучению грамоте.
Оборудование: Дерево, карта, печь, избушка на курьих ножках. Заготовки венков, цветы, с написанными слогами. Костюмы, элементы костюмов героев. Два пособия: наложенные буквы. Картинки, в названии которых слышатся согласные свистящие и шипящие звуки. Клубок ниток, мяч с шипами.
Роли исплняют дети и родители.
Ход занятия
Вед. : Жили-были две феи: Свистелочка и Шипелочка. Жили дружно, весело, всегда были рады гостям. Вот и в этот раз феи ждали вас в гости. Погода была ясная, солнышко сияло на небе. Вдруг небо потемнело, тучка закрыла солнышко, прилетел злой волшебник и унес фей. Злодей заколдовал фей, поселил их в избушке на курьих ножках у Бабы-Яги и сказал, что они никогда больше не увидят ребят и их родителей, а жить всегда будут в лесу. Свистелочка и Шипелочка так расстроились, что не могли удержаться от слез, а волшебник не любил, когда плачут, потому что добрел в это время. Он сжалился над феями и сказал, что если они придумают трудные загадки и задания для детей и их родителей, а они с ними справятся, то колдовство свое снимет.
Принялись феи за дело: придумали трудные загадки и задания, начертили карту и попросили своих друзей помочь им.
В это время ребята с мамами пошли искать фей.
Упражнение на развития внимания «Мы идем» (под музыку).
В лес с ребятами идем, (Маршируют.)
Громко песенку поем.
На носочках мы пойдем.
И тихонько запоем. (Идут на носочках, руки на поясе.)
Вед. : Шли, шли, вдруг видят дерево волшебное, а на нем конверт висит.
Вед. : Ребята, давайте посмотрим, что в этом конверте? (Открывают).
Здесь письмо и карта. (Читают письмо и рассматривают карту).
Дорогие ребята, только вы и ваши мамы можете нам помочь. Отгадайте загадки и выполните задания, которые находятся у наших друзей. Возьмите карту, она поможет быстрее найти их.
Смотрите, на карте нарисована печь, значит, она неподалеку. Вот она.
Пальчиковая игра «Пирог».
Мы спросили нашу печь:
(Ставят руки «полочкой» и покачивают ими.)
- Что сегодня нам испечь? –
(Вытягивают руки вперед.)
Печку мы спросили,
(Поворачивают ладони вверх-вниз.)
Тесто замесили.
(Мнут руками бедра.)
Тесто раскатали,
(Гладят ладонями ноги.)
Раскатали – не устали.
Начинили творогом
(«Пекут пироги» - то одна ладонь сверху, то другая).
И назвали пирогом!
Ну-ка, печка,
(Вытягивают руки вперед, ладонями вверх – 2 раза.)
Дай творожнику местечко!
(Хлопают в ладоши – 4 раза.)
Венгерская детская песенка.
Печь: Здравствуйте, гости дорогие. Куда путь держите?
Вед. : Здравствуй печка. Ищем друзей Свистелочки и Шипелочки.
Печь: Тогда это задание для вас и пирожки возьмите, в дороге пригодятся.
Вед. : Спасибо, печка. (Читают задание). Ребята, феи предлагают нам поиграть в игру, которая называется «Доскажи словечко».
Игра: «Доскажи словечко».
У меня пропал носок,
Утащил его (щенок).
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему … (штанишки).
Живет спокойно – не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет … (черепаха).
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? (Цапля).
Верещунья, белобока,
И зовут ее (сорока).
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю … (зарядку).
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе … (живот).
Вед. : Ребята, посмотрите, феи прислали свои портреты и загадку.
Загадка : Отгадайте, кого из нас зовут Свистелочкой, а кого Шипелочкой? Объясните, почему? (Когда мы произносим свистящие звуки – наши губы улыбаются. У Свистелочки губы тоже улыбаются. Когда произносим шипящие звуки, то наши губы вытягиваются вперед. У Шипелочки губы тоже вытягиваются вперед, становятся похожими на «бублик»).
Вед. : Молодцы, правильно ответили. Смотрите, на карте лесная опушка, а на опушке зайка.
Стихотворение с движениями «Сидит зайка…»
(пальчиковая игра).
Сидит зайка на опушке,
(Выполняют движения, соответствующие тексту.)
Поднимает зайка ушки.
(Пальцами одной руки показывают зайчика, а другой – лису.)
Слышит, шорох раздается,
За кустом лиса крадется.
Вдруг лиса раскрыла пасть.
Как бы, зайке не пропасть.
Зайка скок, скок, скок,
Прыгнул вбок, и наутек.
Прыгает зайка – под музыку.
Вед. : Зайка, почему ты так дрожишь?
Зайка: Вот вам задание, а я побежал, за мной лисичка гонится.
Вед. : Оставайся, зайка, с нами. Мы не дадим тебя в обиду. Превратим тебя в мальчика. (Превращают зайку в мальчика и выполняют задание).
Задание:
- Назовите свистящие звуки : С, С’, З, З’, Ц.
- Назовите шипящие звуки : Ш, Ж, Ч, Щ.
Разделитесь на две команды.
1-я команда: Хлопните в ладоши, когда услышите свистящий звук.
2-я команда: Хлопните в ладоши, когда услышите шипящий звук.
- с, ш, з, ж, ч, ц, щ, сь, зь;
- са, ша, зо, жо, цы, чи, зю, сю, щу;
- сын, Зоя, щука, шина, цирк, жир, час, Зина, сито.
Вдруг появляется лисичка, обнюхивает всех – под музыку.
Лисичка: Зайка не пробегал?
Вед. : Не пробегал, а зачем ты его ищешь?
Лисичка: Хочу ему отдать то, что он потерял.
Вед. : Ты, лисичка, нам отдай. Это задание для нас. (Лисичка отдает задание и убегает).
Задание: «Замени свистящий звук в словах на шипящий звук».
Слова:
сутки – …шутки
зал – …жал
сок – …шок
сдал – …ждал
усы – …уши
узы – …ужи
Вед. : Ребята, на карте нарисованы корзинки. Что бы это значило?
Выбегают «Говорящие корзинки» (под музыку) :
Мы «говорящие корзинки».
Подарите нам картинки.
Отнесем мы их двум феям.
Расколдует их злодей.
1-я корз. : Для Свистелочки положите картинки ко мне в корзинку (картинки, в названии которых есть свистящие звуки.
2-я корз. : Для Шипелочки – ко мне в корзинку (картинки, в названии которых есть шипящие звуки).
Гов. Корз. : Спасибо, до свидания! Мы очень спешим.
Вед. : До свидания, корзинки!
Вед. : Ребята, посмотрите на карту, отгадайте, кто это нарисован? (На рисунке видны носик и часть иголок).
Дети: Ёж.
Вед. : Правильно, ёж. (Выходит ёжик).
Ё ж: Здравствуйте, я принес вам мяч, клубок ниток и письмо.
Вед. : Спасибо тебе ежик, оставайся с нами. (Читают).
Игра с мячом: «Назови слово, которое начинается со звука [ ]».
Звуки : С, С’, З, З’, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ. (Я бросаю мяч и произношу звук, а вы называете слово с этим звуком).
Игра с клубком: «Раздели слова на слоги».
(Я называю слово, а вы делите его на слоги, наматывая, в это время нитку на клубок).
Слова: машина, Зина, жук, часики, цокает.
А сейчас, вспомните правило, с помощью которого мы делим слова на слоги: Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
Сколько гласных звуков в слове : щука? (2) Назовите их: у, а. Значит и слогов тоже два. Сколько гласных звуков в слове : сам? (1 - а, значит и слогов тоже один. Правильно.
Вед. : Смотрите, следующий на карте волшебный мешочек.
Выходит волшебный мешочек – под музыку.
Мешочек: Здравствуйте, я так спешил, боялся, что не успею. Вот, возьмите – это вам.
Вед. : Спасибо, волшебный мешочек. (Читает задание).
Игра-загадка : «Угадайте и назовите буквы, наложенные друг на друга» (пособия).
Вед. : Молодцы, справились и с этим заданием, а теперь пойдем дальше.
Двигательные упражнения «По дороге мы идем».
(Дети выполняют движения, соответствующие тексту стихотворения).
По дороге мы идем.
Путь далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Посидим, отдохнем,
Потом дальше пойдем.
М. Геринг, Н. Герман.
Запись: «Шум летнего леса» (кассета).
Вед. : Посмотрите, на карте нарисован цветок, значит рядом поляна. Да вот она, а на ней много цветов, но один из них самый красивый.
Упражнение на развитие координации движений «Цветок».
Вырос цветок на весенней полянке,
(Дети соединяют неплотно ладони и поднимают их перед собой.)
Нежную голову робко поднял.
Ветер подул – он качнулся неловко,
(Покачивают ладонями медленно, быстро.)
Он испугался, затрепетал.
Ветер бутоны качает упрямо
(Наклоняют ладони соответственно вперед, назад, влево, вправо.)
Вперед и назад, налево, направо.
Вед. : Здравствуй, цветок, не у тебя ли задание для нас?
Цветок: Здравствуйте, задание у меня. Посмотрите на полянку, сколько красивых и ярких цветов! Цветы не простые, а волшебные и задание будет трудное.
Вед. : Прочитайте слоги, написанные на цветочках и сплетите из них веночки для Свистелочки и для Шипелочки. Из каких цветов будем плести венок для Свистелочки? (Из тех цветов, на которых написаны слоги: са… В этих слогах есть буквы, которые обозначают свистящие звуки). Из каких цветов будем плести венок для Шипелочки? (Из тех цветов, на которых написаны слоги: ша… В этих слогах есть буквы, которые обозначают шипящие звуки).
Вед. : Молодцы, правильно выполнили задание. Красивые веночки получились, а теперь пойдем дарить их феям. Смотрите, на карте избушка на курьих ножках нарисована, значит, наши испытания подходят к концу.
(Подходят к избушке, стучат, выходит Баба-Яга)
Баба-Яга: Что стучите, спать не даете (потягивается) Кто такие! Что тут делаете! (Возмущенно).
Вед. : Мы пришли за феями, злой колдун обещал снять свои чары, если мы выполним все задания.
Баба-Яга: А вы что, со всеми заданиями справились?
Дети: Да!
Баба-Яга: Тогда осталось выполнить последнее задание.
Вед. : Какое?
Баба-Яга: Меня развеселить! Сможете?
Дети: Конечно, сможем!
Стихотворение с движениями «В темном лесу есть избушка».
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Баба-Яга: Ой, как мне весело стало и приятно: и бабушка я, и старушка, и глаза у меня большие. Так и быть, забирайте своих фей. Расскажу Злодею, какие вы умные.
Вед. : Спасибо, тебе, бабушка Яга. (Выходят феи, дети дарят им веночки).
Вед. : Свистелочка и Шипелочка, дети дарят вам веночки, они их сами делали.
Феи: Благодарим вас и наших друзей за спасение и за подарки. Вы, молодцы, справились со всеми заданиями, а теперь пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза. Раз, два, три! Вот мы и в детском саду. Мы приготовили вам сладости: леденцы и шоколадки. (Дети благодарят).
Вед. : Ребята, какой звук слышится в слове леденцы: согласный свистящий или шипящий? (Ц – свистящий). Какой звук слышится в слове шоколадки? (Ш – шипящий).
Правильно, молодцы!
Вот и закончилась сказка, всем говорим до свиданья.