Полина Шакирова
Конспект индивидуального занятия с учеником, имеющим диагноз «ринолалия» «Дифференциация парных согласных [В]-[Ф]»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся с диагнозом «ринолалия».
Тема: Дифференциация парных согласных «В – Ф».
Цель: 1. Развитие артикуляционной моторики, диафрагмально реберного типа дыхания, форсированного выдоха, фонематического слуха.
2. Создание условий для формирования навыка дифференцировать согласные парные в-ф.
Задачи:
1. Формировать фонематический слух.
Публикация «Конспект индивидуального занятия с учеником, имеющим диагноз „ринолалия“ „Дифференциация парных согласных [В]-[Ф]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
2. Формировать умение дифференцировать буквы в-ф и соответствующие им звуки.
3. Совершенствовать умение чтения, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов.
4. Развивать внимание, память, мышление, мотивацию.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня на уроке мы с тобой поговорим о буквах В-Ф.
2. Комплекс массажа твердого и мягкого неба.
Логопед проводит массаж мягкого и твердого неба учащегося.
2. Формирование ритмической организации речи
Проводится игра «Барабанщик». (логопед выстукивает ритм карандашом, ученик должен повторить комбинацию за логопедом; большой круг обозначает более громкий звук.)
3. Развитие артикуляционной моторики.
Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Логопед показывает упражнение, учащийся повторяет упражнение за логопедом, контролируя выполнение упражнения, наблюдая за движениями в зеркало.
• Работа по нормализации моторики нижней челюсти:
двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание, открывать рот с сопротивлением.
• Для губ и щек:
поднять верхнюю/нижнюю губу, обнажая верхние зубы; имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади).
• Артикуляционная гимнастика для языка:
выполнить упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», покусывать язычок.
• Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки глотки:
покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке.
4. Упражнения на дыхание.
Дыхательная гимнастика (формирование - диафрагмального дыхания, силы ротового выдоха, дифференциации ротового и носового дыхания).
Логопед даёт учащемуся инструкцию по выполнению дыхательного упражнения, ребенок выполняет упражение. Сила выдоха контролируется с помощью ватного шарика.
1. Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомкнутые губы (Ф__)
2. Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф).
5. Работа по презентации.
1. Акустические образы звуков в-ф.
Логопед: Отгадай загадки.
• Дружбу водит лишь с лисой, этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк, очень страшный серый … волк
• Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках- это … ёжик
Логопед: Скажи, почему к нам на занятие пришли волк и ёж?
Ученик : Потому что мы сегодня будем говорить о буквах В и Ф.
2. Характеристика звуков в-ф.
Логопед:Вспомни и расскажи, что ты знаешь о звуке «в»?
Ученик : Звук «в» согласный, твердый, звонкий
Логопед:Вспомни и расскажи, что ты знаешь о звуке «ф»?
Ученик : Звук «ф» согласный, твёрдый, глухой. Эти звуки парные.
Согласные, звонкая- глухая, твердые, парные.
3. Связь звуков с буквами Вэ –эФ.
Логопед:
Звук «В» обозначается буквой Вэ.
Давай с помощью рук создадим букву Вэ.
Посмотри как записать письменную букву В.
Логопед:
Звук «Ф» обозначается буквой эФ.
Давай с помощью рук создадим букву эФ.
Посмотри как записать письменную букву Ф.
Физминутка.
Упражнение с су-джок шариком.
Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
Логопед: Сейчас мы с тобой выполним массаж пальцев рук «Су-Джок».
(данный массаж выполняется специальным массажным шариком)
Логопед: Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а ты повторяй за мной.
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Спасибо, молодец, у тебя хорошо получилось.
Практический блок:
1. Звуковой анализ слов со звуками в-ф.
Логопед: Что это за птицы?
Ученик : Это воробей.
Логопед: Какой звук есть в этом слове? Где он стоит в начале, в середине, в конце?
Логопед: Что это за птицы?
Ученик : Это свиристель.
Логопед: Какой звук есть в этом слове? Где он стоит в начале, в середине, в конце?
Логопед: Что это за птицы?
Ученик : Это дрофа.
Логопед: Какой звук есть в этом слове? Где он стоит в начале, в середине, в конце?
2. Дифференциация звуков в-ф в слогах.
Логопед: Прочитай слоги с буквой Вэ. Найди похожие слоги с буквой эФ. Прочитай их.
Какие слоги выбрал бы ёжик? Почему?
Ученик : читает слоги. Ёжик выбрал слоги с буквой Ф, потому что это его буква. Когда он пыхтит, он произносит звук «ф-ф-ф».
3. Дифференциация звуков в-ф в словах.
Логопед: Подбери нужную букву к слову. Если ты верно подберёшь букву, ты увидишь изображение.
Ученик : Сова, фламинго, ворона.
Логопед: Как назвать этих животных одним словом?
Ученик : Это птицы.
3. Дифференциация звуков в-ф в предложениях.
Логопед: Перед тобой рассыпавшееся предложение.
Посмотри внимательно и собери предложение.
Какое слово будет первым? Вторым? …
Прочти предложение, которое получилось.
В каких словах встретились буквы занятия?
Ученик : У совы большой клюв. Жираф живёт в Африке. Буквы занятия встретились в словах «совы», «клюв», «жираф», «Африке».
6. Итог урока.
Логопед: Чему ты научился сегодня на уроке? Что тебе понравилось?