Елена Вдовина
Конспект занятия по дифференциации звуков [Ж], [Ш] в слогах, словах и фразах «Приключения Жужжалочки и Шипелочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа: Подготовительная к школе (6-7 лет)
Численность – подгруппа 4-6 детей
Группа (вид) обучающихся/ воспитанников ОВЗ: Дети с фонетико-фонематическим нарушением речи
Цель: дифференциация звуков [Ш]- [Ж].
Задачи: Учить детей различать смешиваемые звуки [Ш]- [Ж].
Учить правильно употреблять звуки [Ш]- [Ж] в собственной речи.
Закрепить знания о животных и их детёнышах.
Публикация «Конспект занятия по дифференциации звуков [Ж], [Ш] в слогах, словах и фразах „Приключения Жужжалочки и Шипелочки“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Продолжать учить подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к задуманной ситуации.
Этап
Орг. момент 1. Название метода: «Пальчики - друзья».
Цель – формирование положительной учебной мотивации, Встреча друг с другом, приветствие, знакомство.
Подготовка: спокойная музыка, фигурки Жужжалочки и Шипелочки.
Технология проведения: Логопед просит детей встать в круг. Поднять руки на уровень плеч, пальцы в ладошках расставить как можно шире. Дети по очереди подходят друг к другу, касаются ладошек соседа и называют своё имя.
Логопед говорит детям, что здороваться нужно пока звучит музыка. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом друзей, просто назвав свое имя и коснувшись, друг друга ладошками.
-Познакомьтесь с Жужжалочкой и Шипелочкой!
Они очень рады, что вы научились правильно произносить звуки [Ж] и [Ш], и предлагают вам с ними поиграть.
Затем дети здороваются с фигурками Жужжалочки и Шипелочки. (слайд № 2)
2. Название метода: «Дерево Шипелочки и Жужжалочки»
Цель – самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников.
Необходимые материалы: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны букв Ш и Ж, корзинки для букв по числу детей, фломастеры, плакат, скотч.
Предварительная подготовка: вырезать шаблоны букв Ш и Ж по количеству участников, приготовить необходимые материалы
Технология проведения Логопед заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале занятия все буквы вешаются на дерево. По мере того, как проходится материал занятия, т. е. буквы будут «созревать», логопед их снимает и «собирает» в индивидуальные корзинки детей.
Работа над темой. Название метода: «Моделирование»
Цель – закрепить умение анализировать, сравнивать артикуляцию дифференцированных звуков.
Подготовка: схемы произнесения звуков [Ж], [Ш], зеркала по числу детей.
Технология проведения: Логопед предлагает проанализировать артикуляцию с использованием схем произнесения, звуков [Ш]- [Ж].
.
-А теперь подумаем, как же произносятся звуки [Ж], [Ш]. Перед вами схемы произношения [Ж], [Ш]. Возьмите карточку и скажите, кому её нужно «подарить» - Жужжалочке или Шипелочке. Не забудьте проконтролировать себя, глядя в зеркало.
- К каком положении губы?
- Открыт или закрыт рот?
- Где находиться кончик языка?
- Звук твёрдый или мягкий?
- Звук глухой или звонкий?
(выставляются схемы произнесения звуков)
- Молодцы! С заданием справились! (логопед предлагает взять буквы с «ДЕРЕВА»
Дифференциа -
ция звуков. 1. Словесно-дидактическая игра «Жужжалочка и Шипелочка».
Цель: упражнение в звукоподражании на внимание – попеременное произнесение ж-ж-ж - ш-ш-ш.
Описание: дети поочерёдно произносят звуки.
Инструкция детям: (слайд № 3)
-Жужжалочка и Шипелочка спорят, кто шипит, а кто жужжит. Помоги им разобраться. Посмотри на картинку, пожужжи или пошипи, а Жужжалочка с Шипелочкой послушают.
-Молодцы! С заданием справились! (логопед анализирует с детьми их успехи и предлагает взять буквы с «ДЕРЕВА»)
Инструкция детям: (слайд № 4)
-Шипелочка и Жужжалочка хотят рассказать тебе стихи на своем языке. Повторяй стихи вместе с ними и научишься говорить на их языке.
-Молодцы! С заданием справились! (логопед анализирует с детьми их успехи и предлагает взять буквы с «ДЕРЕВА»)
Инструкция детям: (слайд № 5)
- В домике Жужжалочки живут разные жители. Одни просыпаются раньше, другие- позднее. Давай узнаем, кто уже проснулся, а кто пока нет. Назови жильцов, которые проснулись, в их окошках загорается свет. Кто еще спит?
-Молодцы! С заданием справились! (логопед анализирует с детьми их успехи и предлагает взять буквы с «ДЕРЕВА»)
Инструкция детям: (слайд № 6)
-Животные, в названии которых есть звуки Ш и Ж, решили поиграть с тобой в прятки. Они от тебя спрятались, но тени их видны. Угадай и назови всех, кто спрятался.
-Молодцы! С заданием справились! (логопед анализирует с детьми их успехи и предлагает взять буквы с «ДЕРЕВА»)
2. Игра «Что лишнее».
Цель: дифференциация звуков [Ж] и [Ш].
Инструкция детям: (слайд № 7)
-Перед тобой домики друзей Шипелочки и Жужжалочки. Найди в каждом домике лишнюю картинку и обведи ее,
а остальные назови одним словом.
-Молодцы! С заданием справились! (логопед анализирует с детьми их успехи и предлагает взять буквы с «ДЕРЕВА»)
Инструкция детям: (слайд № 8)
-Перед тобой домики друзей Шипелочки и Жужжалочки. Найди в каждом домике лишнюю картинку и обведи ее,
а остальные назови одним словом.
-Молодцы! С заданием справились! (логопед анализирует с детьми их успехи и предлагает взять буквы с «ДЕРЕВА»)
Инструкция детям: (слайд № 9)
-Посмотри, какая буква написана на крыше каждого домика. Расскажи Шипелочке и Жужжалочке, кто живет в этих домиках. Назови все картинки. Назови и покажи того, кто попал не в свой домик.
-Молодцы! С заданием справились! (логопед анализирует с детьми их успехи и предлагает взять буквы с «ДЕРЕВА»)
3. Словесно-дидактическая игра «Наоборот».
Цель: закрепление навыка преобразования слогов и слов в устной речи.
Инструкция детям:
- Я вам «кидаю» слог (слово, в котором слышится звук [Ш], а вы мне верните слог (слово) со звуком [Ж].
ша-жа шла-жла уши-ужи жить-шить
шо-жо ошл-ожл жар-шар жалить-шалить
шу-жу шлу-жлу жила-шила жарить-шарить
ши-жи ушл-ужл жарь-шарь житьё-шитьё
ше-же ышл-ыжл жаль-шарь лужа-Луша
-Молодцы! С заданием справились! (логопед анализирует с детьми их успехи и предлагает взять буквы с «ДЕРЕВА»)
4. Дидактическая игра «Упражнения с разрезной азбукой»
Цель: упражнять в преобразование слогов, слов.
Инструкция детям:
- Какие буквы надо поменять, что бы получились новые слова.
Ши – жи – ужи – Луши – лужи – лужа
Молодцы! С заданием справились! (логопед анализирует с детьми их успехи и предлагает взять буквы с «ДЕРЕВА»)
Физкультминутка Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка
Развитие связной речи Вспомните рассказ В. Бианки «Купание медвежат»
Я расскажу вам про этих медвежат. Вот купались они и пошли гулять по лесу. Но какие же медвежата были разные! Первый медвежонок – весёлый, подвижный, очень любит играть. Залез он на дерево. Чует- мёдом пахнет. Обрадовался, полакомился мёдом, слез с дерева и побежал к маме медведице. Вот какой был медвежонок.
- К слову «весёлый» подберите слова, близкие по смыслу. (радостный, оживлённый, шустрый, бодрый, резвый.)
И к маме он не просто побежал, а (помчался, понёсся, полетел стрелой, помчался сломя голову).
-Другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный. Как можно сказать по-другому? (нерасторопный, неуклюжий, неловкий, неповоротливый.)
-Только он хотел мёду поесть, его ужалила. Стало медвежонку совсем плохо, или (невесело, грустно, скучно, обидно).
-Каким теперь был медвежонок? (грустным, обиженным, огорчённым, печальным).
-И к маме он не просто пошел, а (побрёл, поплёлся).
-придумайте рассказ о том, как неугомонный и весёлый медведок развеселил своего братца и заставил его забыть про свою медлительность.
-Молодцы! С заданием справились! (логопед анализирует с детьми их успехи и предлагает взять буквы с «ДЕРЕВА»)
Итог. 1. Словесно-дидактическая игра «Родственники»
Цель: продолжать знакомить с понятием «родственные слова». Актуализировать словарь.
Инструкция детям:
- Дети, передавая мяч друг другу, назовите:
- медведя ласково… медведушка
- детёныш… медвежонок
- когда их много…медвежата
- как зовут маму… медведица
- семья ЧЬЯ?. медвежья
-Молодцы! С заданием справились! (логопед анализирует с детьми их успехи и предлагает взять буквы с «ДЕРЕВА»)
2. Словесно-дидактическая игра «Раз, два, три –слово подбери»
Цель: упражнять в подбор признаков и действий, актуализировать словарь.
Инструкция детям:
- Назовите медведица какая? Что умеет делать?
Медведица
умная ходит
большая бегает
сильная учит медвежат
строгая переваливается
бурая спит в берлоге
неуклюжая рычит
косолапая лазает по деревьям
-Молодцы! С заданием справились! (логопед анализирует с детьми их успехи и предлагает взять буквы с «ДЕРЕВА»)
-Ребята! Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие с Жужжалочкой и Шипелочкой!
Посмотрите в свои корзиночки, какой урожай из букв вы собрали-Что понравилось
-Что получилось лучше всего