Татьяна Бессарабова
Фронтальное занятие «Дифференциация звуков [С]-[С’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - закрепить слуховой и моторный образ звука [С];
- дифференцировать звуки в слогах, словах, фразах;
- развивать фонематическое восприятие и артикуляторную моторику;
- учить анализировать и давать характеристику звукам [С], [С'],
слухо-тактильное развитие;
- образовывать существительные уменьшительно-ласкательного значения;
- согласовывать существительных с прилагательными;
- учить образовывать притяжательные прилагательные;
- учить выделять звуки из стихотворения;
Публикация «Фронтальное занятие „Дифференциация звуков [С]-[С’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
- закрепить навык звуко-буквенного анализа;
- воспитывать желание говорить красиво.
Оборудование: зеркала, предметные картинки со звуками [С], [С'], наборы для звуко-буквенного анализа, слоги, буквы, ручки синего и зеленого цветов.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – ее краса.
Этот зверь лесной – … лиса.
- А кто детки у лисы? – лисята.
- Лиса с лисятами принесли нам на занятия звуки [С] и [С']. Мы будем сравнивать эти
звуки и играть в разные игры.
2. Речевая гимнастика:
Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет:
«Пусть найдут меня ребята.
Ну-ка, кто меня найдет?»
Са-са-са – это хитрая лиса (лиса).
Су-су-су – и живет она в (лесу).
Сы-сы-сы – много дел у (лисы).
Со-со-со – она крутит (колесо).
3. Характеристика и сравнение звуков [С] и [С'].
- Дети, посмотрите на себя в зеркало, произнесите звуки [С] и [С'].
- Чем похожи эти звуки? (Одинаково улыбаются губы, одинаково сближены зубы, одинаково язык за нижними зубами, идет холодная струя воздуха, горлышко не работает.)
- Почему получаются разные звуки? (Когда говорим звук [С'] середина языка поднимается, а когда звук [С] – опускается).
- Давайте запомним:
[С] - согласный глухой твердый.
[С'] - согласный глухой мягкий.
4. Артикуляционная гимнастика:
5. Словесная игра «Повтори за мной»:
са-ся-са ся-са-ся
со-сё-со сё-со-сё
су-сю-су си-сы-си
6. Словесная игра «Большой-маленький»:
пес – песик лист – листик
нос – носик песня – песенка
хвост – хвостик сосна – сосенка
лиса – лисонька насос – насосик
7. Игра «Про что можно сказать синяя, синий, синее»:
8. Выделение слов со звуками [С], [С'] из стихотворения.
Нарисовать синие кружки если услышите звук [С], зеленые, если услышите звук [С'].
В лесу живёт лисичка,
Рыжая сестричка.
Она подарки носит,
Какие дети просят.
Пушистый длинный хвостик
Следы метёт за ней.
Она приходит в гости,
Чтоб жить нам веселей.
8. Игра «Домики».
Раскладывание картинок в домик Светы со звуками [С], Сёме – со звуком [С'].
9. Физминутка: Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала
Растирать себе лапки стала –
И ножки, и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Ну, красавица-Лиса!
До чего же хороша!
10. - Лисонька принесла картинки, рассмотрите их и ответьте на мои вопросы:
Чей хвост? - лисий
Чья морда? - лисья
Чьё семейство? - лисье
Чьи глаза? - лисьи
11. Звуко-буквенный анализ слов: НОС, НОСИК.
- Сколько в слове НОС слогов? (один)
- Сколько звуков? (три)
- Какой первый звук? ([Н] – согласный звонкий твердый, обозначаем синим кружком)
- Какой второй звук? ([О] – гласный, обозначаем красным кружком)
- Какой третий звук? ([С] – согласный глухой твердый, обозначаем синим кружком)
Предложить детям выложить буквы и вспомнить стихи.
Очень на кровать похожа.
О – на огурец похожа,
Он овальный, буква тоже.
Часть кружочка потерялась – Н О С
Буква С у нас осталась
Преобразование: - У лисы нос, а у лисенка носик, что надо изменить в схеме, чтобы
получилось слово НОСИК? (Добавляем звук [И] – гласный, обозначаем красным кружком).
Затем какой звук? (Звук [К] – согласный глухой твердый, обозначаем синим кружком)
- Теперь звук [С] стал каким? (Мягким, будем обозначать зеленым кружком).
- Сколько в слове стало частей? (Две части). Н О С И К
- Почему в слове стало две части? (Потому что два гласных звука [О], [И]).
- Звук [С] стал мягким, обозначаем его зеленым цветом.
12. Итог занятия. - Мы сегодня с вами сравнивали звуки [С] и [С']. Расскажите, чем эти звуки похожи, и чем отличаются. Что вам понравилось на этом занятии?