Юлия Коцуба
Кроссворд как метод развития логического мышления в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КРОССВОРД КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Аннотация: статья знакомит педагогов с этапами ознакомления дошкольников с методикой разгадывания кроссвордов, а также с историей возникновения кроссворда и его влиянием на развитие психических процессов дошкольника. Ключевые слова: кроссворд, развитие логического мышления, быстрое слово, развлечение. В XXI веке мы уже не можем представить свою жизнь без компьютера, сотового телефона, планшета. Все эти достижения цивилизации облегчают жизнь человека, расширяют горизонты его знаний, вносят определённые перспективы в плане обучения и образования. Дети дошкольного возраста зачастую быстрее взрослых осваивают компьютер, легко разбираются и ориентируются в клавиатуре планшета и сотового телефона, чем вызывают нескрываемую радость и гордость родителей. Однако часто игры, легко осваиваемые детьми стереотипны, вызывают стойкую зависимость, а зачастую и вызывающее опасение. Думаю, многие практикующие педагоги, психологи согласятся со мной, что, несмотря на то, что современные дети с лёгкостью оперируют современными гаджетами, могут самостоятельно выходить в интернет, у них часто затруднены психические процессы: память, речь, мышление. Дошкольники испытывают затруднения в разгадывании загадок, в опосредовании образов предметов, т. е. страдает логическое мышление. Несомненным является тот факт, что развивающие игры способствуют обогащению словаря ребёнка, активизируют их творческий потенциал. Разнообразие игр, используемых педагогами на занятиях, а также в свободной Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Воспитание и обучение: теория, методика и практика деятельности вносят свой вклад в развитие и обучение ребёнка дошкольного возраста. Мне кажется, что целесообразным является внедрение в практику работы педагогов ДОУ такой интересной и развивающей игры, как кроссворд, который в настоящее время является на мой взгляд, незаслуженно забытым. Обратимся к истории возникновения кроссворда. Первый кроссворд появился более ста лет назад. Его создатель, южноафриканец Виктор Орвилл отбывал наказание за автомобильную аварию, находясь в камере, заметил, что мощёный плитами пол камеры похож на правильную сетку из клеток. Он начал придумывать слова так, чтобы каждая буква укладывалась в отдельную клетку. И тут ему в голову пришла мысль: нельзя ли подбирать слова так, чтобы при пересечении их буквы совпадали. Свою находку Орвилл назвал игрой «Туда-сюда по квадрату». Кроссворд в переводе означает «быстрое слово» – развлечение, которое используется как средство активизации мыслительных процессов. Он достойно нашёл своё применение в работе преподавателей на всех ступенях образования. Изучив различную литературу, а также проведя беседы с педагогами ДОУ и диагностику детей старших и подготовительных групп я пришла к выводу, что дошкольники часто затрудняются с решением кроссворда. Воспитатели же считают эту форму работы с детьми достаточно интересной, но редко используют её на занятиях, так как не всегда знакомы с методикой преподнесения кроссворда, не имеют необходимой литературы по данной тематике. Безусловно, подготовка кроссворда требует от педагога немало времени и умения. Зато умело преподнесённый кроссворд, красочный и правильно оформленный вызывает неподдельный интерес у дошкольников. Каждый ребёнок, разгадывая кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять. Кроссворды в полной мере способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели. Нельзя не отметить, что работа в ДОУ с использованием кроссворда может осуществляться только при условии, что у детей присутствуют определённые знания букв Дошкольная Педагогика алфавита и достаточно высокий уровень развития звуковой культуры речи. Как же научить детей отгадывать кроссворд? Работу в этом направлении следует проводить поэтапно. Так на первом этапе детям предлагается для рассматривания красочно оформленный кроссворд, педагог обращает внимание дошкольников на изображённые предметы, предлагает назвать их и внести эти названия в соответствующие клеточки. Детям необходимо объяснить основные правила: начинать решать кроссворд можно с любого зашифрованного в нём слова, каждая клетка предназначена только для одной буквы, слово начинается с клетки, где стоит цифра, а заканчивается тёмной заштрихованной клеткой или краем фигуры кроссворда. На данном этапе от воспитателя требуется эмоциональное преподнесение материала, чтобы вызвать у детей живой интерес к предстоящей деятельности, а также установить атмосферу сотрудничества. На втором этапе педагогу предстоит работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти ранее полученной информации и её закрепления. На данном этапе организация работы может быть разнообразной: фронтальной, например, с целью формирования интереса к раскрываемой теме (например, педагог обращается к детям с вопросом «Угадайте, какое слово спрятано в этих клеточках, и вы узнаете, о чём мы будем говорить на занятии»); по подгруппам (по принципу соревнования) с целью закрепления изученного материала, полученных знаний; индивидуальной, например: разгадывание загадок и внесение отдельных слов в клеточки кроссворда. На третьем этапе дошкольники, имея уже достаточный багаж знаний и представлений об окружающем мире, учатся самостоятельно составлять элементарные кроссворды. Если на предыдущих этапах дети лишь воспроизводили в памяти полученную информацию, что являлось эффективным способом закрепления знаний, то теперь он переходит на иной продуктивный уровень деятельности, который требует не только многократного анализа, но и констатации игровой задачи. Воспитателю важно содействовать проявлению самостоятельности у дошкольников, поощрять их инициативу, творчество, чтобы закрепить результаты предыдущей работы по применению кроссвордов в работе с детьми