Перевозчикова Марина
Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.
Ключевые слова: мышление старших дошкольников, логическое мышление.
Публикация «Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста является развитие ума, формирование мыслительного процесса и способностей, позволяющие быстро усваивать новое. Решение этой задачи кроется в методах подготовки к школьному обучению для развития мышления дошкольников.
Интеллектуальное развитие дошкольника - это основной составной отрезок его психического развития. В дошкольном возрасте идет развитие внимания, воображения, восприятия, памяти, а также возникновение первых форм абстракции, обобщения и несложных умозаключений, отталкиваясь от практического мышления к логическому. Значительное место в развитии интеллекта ребенка занимает математика, так как итогами обучения математике является конкретный стиль мышления. В математике за основу взяты колоссальные возможности для развития мышления детей в ходе их обучения с раннего детства.
Обучение и развитие ребенка должны быть непосредственными, осуществляться через имманентную этому возрасту виду деятельности - игру.
Среди всего разнообразия игр, которые дают возможность раскрыть умственные способности ребенка, выделяют интеллектуально-развивающие игры. Главным предназначением этих игр является развитие операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Основным параметром этих игр является присутствие в них какого-то познавательного смысла, и поиск неявных решений игровой задачи, нахождение которых требует догадливости, сообразительности, оригинального творческого мышления, планирования своих умственных "шагов".
В настоящее время в воспитании и обучении очень распространены логико-математические игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, подразумевающие выполнение логических действий и операций.
Такие игры, как игры Кюизенера, игры с блоками Дьенеша развивают способность анализировать соответствие и несхожесть предметов, которое улучшается в ходе решения задач «на сопоставление». При выполнении заданий этих игр рационализируются зрительное восприятие и внимание, кратковременная память и воображение; развивается представление числа; дети учатся измерению с помощью мерки; развиваются комбинаторные способности; дети знакомятся с ориентированием; учатся выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры.
Одним из последствий, содействующих оптимальному процессу развития логического мышления, служит значительная помощь родителей. Развитие логического мышления играет немалую роль в дальнейшем обучении в школе, на занятиях по математике, в будущей жизни для детей.
Процесс развития логического мышления протекает постепенно. Один ребенок больше склонен к наглядно-образному мышлению, другой – к наглядно-действенному, третий может легко оперировать понятиями.
Логико-математическая игра одна из видов развития логического мышления. В ходе игры активизируются различные умственные процессы и принимают произвольное направление.
Практика математических игр повышает эффективность педагогической деятельности, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая обширное влияние на умственное развитие ребенка.
Таким образом, педагогические возможности логических игр очень колоссальны. Игры и упражнения по логике всесторонне развивают личность ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные способности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети распознают свойства предметов, чисел, арифметических действий, временных отношений; стараются делать умозаключения, систематизировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволяет ребенку успешнее учиться в школе.
Литература:
1. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие. Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова., Проспект, 2013–320с.
2. Детская психология. Люблинская А. А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. изд. пер. и доп. М., «Просвещение», 2010 г.
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего по- коления / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013.— 464 с.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология — М. : Издательская корпорация «Логос», 2010.— 384 с