Раиса Митина
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной деятельности, способствующей всестороннему развитию.
Логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста, формируется в процессе активной познавательной деятельности, которая помогает развивать логику и мышление, при помощи рассуждения. Рассуждение необходимо для решения поставленного вопроса, чтобы связать между собой различные знания и получение ответа на мыслительную задачу. В этом процессе рассуждений используются понятия о свойствах и отношениях, о предметах и явлениях. Понятие, как средство логического мышления, используются для решения мыслительных задач, для решения которых необходимы рассуждения. Для выполнения таких рассуждений необходимы определённые правила, которые изучает наука, называемая логикой. Благодаря этой науке, мышление называют логическим, а виды рассуждений называют логическими формами мышления и логическими процессами.
Публикация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Логическое мышление помогает ребёнку в процессе выполнения задачи обратиться к понятиям и выполнить действия в уме, доступные ему из личного опыта или при наблюдении за другими детьми.
В структуре самого логического мышления выделяются логические операции, такие как анализ, сравнение, синтез, обобщение и абстракция.
К анализу относится мысленное или практическое расчленение предмета, на составляющие элементы и последующее их сравнение. Сравнение показывает различие вещей или тождество (полное совпадение свойства предметов). Результатом сравнения становится классификация. Для более глубокого проникновения в суть вещей понадобится раскрытие внутренних связей, существенных свойств и закономерностей. Такие действия выполняются с помощью анализа и синтеза. Синтез является построением целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно применяются вместе, способствуя широкому познанию действительности.
Развитие логического мышления в дошкольном возрасте помогает детям понять логику рассуждений и учиться оперировать словами. Развитие логических мышлений в старшем дошкольном возрасте приводят ребёнка к его первым обобщениям, связанных с действием. В этом развитии ему помогают различные комплексы упражнений, серии занятий по дидактическим играм, которые имеют существенные особенности для развития логического мышления. Дидактические игры включают в себя системы дошкольного воспитания и позволяют приобщать детей к познавательной деятельности, к текущей жизни, развивая нравственные и эстетические переживания.
Сущность всех дидактических игр определяется в том, что в этих играх располагаются умственные задачи, которые предложены детям в игровой занимательной форме. Дети воспринимают умственную задачу как игровую и практическую, повышая свою умственную активность, находят решение, развивая своё логическое мышление.
Сенсорное развитие в дидактической игре неразрывно связано с развитием у детей логического мышления, способствующего выразить свои мысли словами. Этому способствует умение решать игровые задачи, сравнивая признаки предметов, устанавливая сходство и различие, обобщая делать выводы.
Таким образом, у детей развиваются способности для умственного развития, а применяя свои знания и умения в разных игровых условиях дидактических игр, у старших дошкольников развивается воображение и логическое мышление.