Татьяна Голякова
Консультация для родителей «Играем с детьми дома. Развивающие игры для развития логического мышления для детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей.
«Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет»
Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком дома. Рекомендуем чередовать типы игр, чтобы тренировать различные виды мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, абстрактно-логическое и словесно-логическое, пространственное, нестандартное.
Публикация «Консультация для родителей „Играем с детьми дома, Развивающие игры для развития логического мышления для детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Разновидности игр на развитие логического мышления у детей
Известные на сегодняшний день игры и задания на развитие у детей логического мышления можно условно подразделить на следующие категории:
• Графические игры направлены на совершенствование мелкой моторики рук и базовую подготовку руки к письму.
• Математические – игры и головоломки, в основе которых лежит приучение ребенка к устному счету, логики и абстрактного мышления.
• Речевые игры – способствуют развитию активного словарного запаса ребенка.
• Головоломки и настольные игры учат ребенка мыслить последовательно и стратегически. Кроме того, они укрепляют умение ребенка работать в команде и проявлять себя в совместных видах деятельности.
Игры на развитие логического мышления у детей
1. «Я загадал»
Родитель загадывает в уме какой-либо предмет. Задача ребенка – угадать его при помощи уточняющих вопросов. Желательно, чтобы ребенок учился правильно формулировать наводящие вопросы, позволяющие ему выделять ключевые признаки угадываемых предметов.
2. «Я беру с собой»
Для игры потребуются карточки с изображением самых разных предметов. Ребенку предлагается выбрать их них те, которые пригодятся в той или иной ситуации (например, на природе, в театре, в гостях, в школе и т. д.). Желательно чтобы среди нарисованных предметов были самые разные – в том числе те, которые могут пригодиться сразу в нескольких ситуациях или не пригодиться вообще.
3. «Рассели по комнатам»
Перед ребенком раскладываются карточки с изображением людей разного пола, возраста, цвета волос, глаз и т. д. А также лист бумаги, разделенный на четыре равных прямоугольника (символические «комнаты»). Его задача – «расселить» людей по комнатам в зависимости от того или иного качества. А затем ответить на предложенные родителем вопросы (например – кто из нарисованных людей может войти в две и более комнаты, кто не подходит ни для одной комнаты и почему).
4. Задачи на сравнение
Ребенку предлагается сравнить, сопоставив между собой несколько предметов или явлений. Например:
- Береза выше дуба, а дуб выше сосны. Какое дерево самое высокое и самое низкое?
- У Оли волосы темнее, чем у Маши, а у Кати – темнее, чем у Оли. У кого из девочек самые темные волосы? и т. д.
Учитывать нужно не только ответы детей, но и их аргументацию выбора.
5. «Найди закономерность и подбери пару к слову».
Птица - перья. Рыба -. (чешуя)
Огурец - овощ. Ромашка.
Учитель -школа. Врач.
Стол -скатерть. Пол.
Утро -завтрак. Вечер.
Человек -руки. Кошка.
Рыба -вода. Птица.
Красный -стоять. Зеленый -.
Осень -дождь. Зима.
6. Кто это? Что это? Догадайся, о ком или о чем говориться.
Зеленый,длинный,сочный. (огурец)
Бурый,косолапый,неуклюжий. (медведь)
Холодный,белый,пушистый. (снег)
Новая,интересная,библиотечная. (книга)
Маленькая,серенькая,пугливая. (мышка)
Белоствольная,высокая,стройная. (береза)
7. «Подбери слова противоположные по смыслу».
Черный -белый.
Большой.
Веселый.
Широкий.
Высокий.
Добрый.
Холодный.
Хороший.
Толстый.
Твердый.
Умный.
Быстрый.
Здоровый.
Горький.
8. «Подумай и реши логические задачи. Объясни свои ответы».
- Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?
- Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
- У мамы есть кот Пушок,дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
- Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько минут варится одно яйцо?
- Кто громче замычит,петух или корова?
- Сколько грибов можно вырастить из семян ели?
- Сели на воду три воробья,один улетел. Сколько осталось?
- Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
9. «Послушай рассказы и ответь на вопросы».
- Вова проснулся утром,подбежал к окну и удивленно воскликнул: "Мама, на улице ночью шел дождь!" Как Вова догадался, что шел дождь, ведь он в это время крепко спал?
- Выглянув в окно, Вера сказала маме: "Мама, одеваться надо теплее, на улице такой сильный ветер!" Как Вера догадалась, что на улице сильный ветер?
- Спускается муравей с горы, а на встечу ему - осел. Осел спрашивает муравья: "Скажи, пожалуйста, муравей, какая на горе трава?" "Такая высокая, густая" ,- ответил муравей. Обрадовался осел,поднялся на гору,но как ни пытался щипать траву губами - никак не мог. "Обманул меня муравей", - подумал осел. А вы как думаете,обманул ли муравей осла?
- Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Хозяин закидывает удочку и приговаривает:
-Ловись, рыбка, большая-пребольшая!
А Васька потихоньку бормочет:
- Маленькая ловись, маленькая!
Почему он так говорит?
10. «Новоселье у матрёшек».
Учим детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.
Ход игры: взрослый рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.
11. «Парные картинки»
Игра учит находить смысловые связи в парных картинках;
формирует произвольную память.
Необходимый инвентарь: 5-6 пар карточек со схожими по смыслу изображениями (можно взять из любых настольных игр).
Ход игры: положите перед ребенком парные картинки. Например: дерево и лес, дом и окно или бревно и топор, машина и улица и т. д. Картинки кладутся слева направо, следующая пара кладется под ними. Ребенок должен рассмотреть две пары картинок в течение 1-2 минут и запомнить. Затем правый ряд уберите. Ребенок должен вспомнить, что лежало справа от оставшихся картинок. Спросите, что общего между изображениями на картинках?
Возьмите следующие две пары картинок и поиграйте еще раз. Можно играть до тех пор, пока ребенок не устанет.
Усложняем: можно взять по три карточки, имеющие смысловые связи. Например: ваза, вода, цветок; девочка, бантики, расческа — ребенок должен объяснить их соседство. Оставьте только первые карточки. Ребенок должен вспомнить убранные.
12. «Придумай предложение»
Развиваем логическое мышление, речевую активность.
Игровой материал и наглядные пособия: мячик для пинг-понга.
Ход игры: взрослый говорит какие-либо слова, а ребёнок придумывает с этим словом предложение. Например: взрослый называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч обратно.