Галина Землякова
Конспект занятия «Звук [Ы] и Буква «Ы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД "Коммуникация"
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Тема: "Звук и буква Ы"
с/к старшая группа для детей с ТНР
Учитель-логопед: Землякова Г. П.
Тема: Звук и буква «Ы».
Цели:
1. Закрепление правильного произношения звука «Ы».
Публикация «Конспект занятия „Звук [Ы] и Буква „Ы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2. Выделение гласного звука «Ы». 3. Развивать умение слышать заданный звук в слогах, словах; определять его место в слове. 4. Знакомство с буквой «Ы»
Оборудование: зеркала по количеству детей, символы гласных и согласных звуков, предметные картинки.
I Орг. момент.
Какие это деревья? (дубы, березы) Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: ы-ы-ы. А сейчас в березы. Березы раскачивает, даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом: ы-ы-ы.
II Объявление темы.
Как стонали дубы и березы? Какой последний звук слышится в словах дубы, березы? Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком Ы.
III Выполнение артикуляционной гимнастики.
Артикуляционные упражнения: заборчик-хоботок, лопатка, иголочка, часики, качели, лошадка.
IY Отработка изолированного звука.
Игра «где услышим звук ы» (ребенок плачет ы-ы-ы, деревья стонут: ы-ы-ы…)
Y Характеристика звука.
1. Разбор по артикуляционным и акустическим признакам.
Губки разомкнуты, зубки закрыты губками, язычок лежит на дне ротика, голосок работает. Звук можно пропеть, потянуть, воздух при произнесении не встречает преграды.
2. Характеристика звука «Ы».
Звук «Ы»- гласный
YI Произношение звука в слогах и слоговых сочетаниях.
Ребята звуки умеют дружить и петь парами:
Звуки Т-Ы ТЫ
М-Ы МЫ
П-Ы ПЫ
Ребята, что вы произнесли? (Слоги)
Повторим слоговые дорожки: пы- ты- мы, ты-мы-пы, ты-пы-мы.
Кто- то пыхтит, это звук «Х». К слогу «ПЫ» добавим звук «Х» - ПЫ-Х ПЫХ
На самом темном чердаке
Живет косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке
Среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине
Картинки смотрит при луне
Он прибыл к нм из дальних мест.
Он дождик пьет и ветер ест.
Он не боится высоты
Не птица он, не зверь.
Пригласим ПЫХа на занятие.
YII Физминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер дует тише, тише
Деревцо все выше, выше.
YIII Произношение звука Ы в словах. Выделение звука из слов. Определение места звука в слове.
Скажите Пыху, какой звук мы изучаем. Пых говорит, что очень любит этот звук. Подберем для Пыха картинки, в названии, которых слышится звук»Ы».
Разложим картинки в корзинки (определение места звука в слове). Обращается внимание, что звук «Ы» может стоять только в середине и конце слова.
IX Звуковой анализ слова : ПЫХ
Х Работа над предложением.
Ну что ж Пыху пора возвращаться домой. Посмотрите, как Пых добирался домой (выставляются картинки). На чем Пых поехал? (Пых поехал на машине) Детям предлагается назвать подходящее слово. Ехал, ехал к реке (подъехал.) Через мост (переехал). К горке (подъехал). На горку (въехал). С горки (съехал). По дороге (поехал). И домой (приехал).
Самостоятельное составление предложений с опорой на картинки.
Х Знакомство с буквой
Звуки мы слышим и произносим.
Выставляется буква «Ы»
Ходит с палкой буква «Ы»
Ищет ягоды, грибы.
ХI Итог занятия
С каким звуком сегодня познакомились? Со звуком «Ы».
Дети называют моменты, игры, которые понравились на занятии.