Елена Чаус
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Развитие звуковой культуры речи: дифференциация звуков [с], [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• учить детей отчетливо произносить звуки [с], [ш] в словах и фразах, различать эти звуки на слух и в произношении; произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками;
• совершенствовать речевой слух;
• закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи;
• отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме и с разной силой голоса;
• воспитывать внимание, активность.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе на тему „Развитие звуковой культуры речи: дифференциация звуков [с], [ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы и оборудование: картинки с солнышком, шариком, одноэтажным и двухэтажным домиками, мышью, кошкой, шапкой, шубой, лисой, подсолнухом, сливой, лестницей, игрушки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, давайте вспомним, чем отличается звук от буквы?
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем)
- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
(При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия)
2. Работа по теме занятия.
- Ребята, сегодня мы поговорим о звуках [с], [ш].
Произношение изолированного звука.
- Как шипит змея? [ш-ш-ш]
- Как воздух из шарика выходит? [ш-ш-ш]
- Как воздух со свистом выходит из шины? [с-с-с]
- Повторите эти звуки (групповые и индивидуальные ответы).
- Давайте, поиграем.
Игра «Поймай звук»
- Когда я произнесу звук [с], поднимите руку, когда звук [ш], хлопайте в ладоши. Слова: ослик, шарик, шершавый, семечки. Мальчики выполняют движения, а девочки контролируют, затем наоборот. Слова: шило, сани, шум, кисель.
Игра «Не ошибись»
- Я положу на стол картинку с солнышком (звук [с]) и картинку с шариком (звук [ш]). Вам нужно выбрать игрушку, назвать ее, выделяя знакомый звук ([с] или [ш]) и положить к солнышку или шарику. (Отвечает один ребенок, а остальные следят за выполнением задания и исправляют ошибочные ответы).
- Ребята, назовите имена мальчиков и девочек нашей группы со звуком [с] (Максим, Кристина, Маруся, Савелий, Настя, со звуком [ш] (Тимоша, Гоша, Алеша, Илюша).
- А теперь, давайте, немного подвигаемся.
Физкультминутка «Как живёшь»
Как живёшь - вот так, (показать большие пальцы рук)
Как плывёшь - вот так, (движения, имитирующие плавание)
Как бежишь - вот так, (бег на месте)
Вдаль глядишь – вот так, (правая рука на уровне лба)
Ждёшь обед – вот так, (правую руку – под щёку)
Машешь вслед – вот так, (помахать)
Утром спишь – вот так, (руки сложить под щёку, наклон головы вправо)
Как шалишь – вот так. (надуть щёки и кулачками нажать на них)
Игра «Разложи картинки»
- Ребята, посмотрите, какие у нас чудесные домики (на доске — два домика: одноэтажный, двухэтажный). На столе лежат картинки, которые вы должны разложить в домики: в одноэтажный домик картинки, в которых есть звук [ш], в двухэтажный домик – картинки, со звуком [с].
Картинки: мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, слива, лестница.
Игра «Один - много» (используются картинки из предыдущей игры).
- Сейчас мы поиграем в игру «Один - много». Я буду называть один предмет, а вы много.
Мышь – мыши, кошка – кошки, шапка – шапки, шуба - шубы.
Лиса – лисы, подсолнух – подсолнухи, слива – сливы, лестница – лестницы.
Пальчиковая гимнастика «Богат Ермошка»
Богат Ермошка: (сжимать-разжимать пальцы)
У него собака да кошка, (загибать по одному пальцу)
Петушок да курочка,
Селезень да уточка.
Вот как кошка на окошке (имитация шитья иглой)
Шьет рубашку для Ермошки.
А собака-пустолайка лепешки печет. (сложить ладошки)
Кот в уголочке сухари толчет. (постукивать кулаком по ладошке)
Курочка в сережках избушку метет. (имитация подметания полов)
- Ребята, внимательно послушайте потешку и назовите сначала слова со звуком [с], затем со звуком [ш] (читаю дважды).
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
- Дети, повторяйте за мной чистоговорки:
- Са-са-са…в лесу живет лиса.
- Ся-ся-ся…ловит Костя карася.
- Ша-ша-ша…любит мама малыша.
- Шу-шу-шу…повар варит нам лапшу.
- Теперь произнесем скороговорку: «Саше дали кашу, а Клаше простоквашу» (произносится в разном темпе и с разной силой голоса; хором и индивидуально).
3. Итог занятия.
- Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.
- Какие звуки мы учились правильно произносить? (Ответы детей)
- Назовите слова с этими звуками. (Ответы детей)
- В конце хочу сказать вам одно слово. Прочитайте его по губам. («Спасибо»)