Марина Карлагина
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи «Звук [с]» в средней группе. Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по звуковой культуре речи (средняя группа).
Тема: Знакомство со звуком С.
Автор: М. М. Карлагина
Программное содержание
Цели :
1. Познакомить детей со звуком С и буквой С. Учить произносить звук С
изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи.
2. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи; умение говорить четко, громко, неторопливо.
Публикация «Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи „Звук [с]“ в средней группе, Видео» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Видео
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
3. Способствовать развитию фонематического восприятия, упражняя детей в умении определять наличие звука С в словах.
4. Развивать речевое дыхание, формировать правильный длительный выдох.
5. Развивать воображение, память, внимание.
6. Развивать связную речь, ее выразительность.
7. Обогащать словарный запас детей, активизировать словарь.
8. Формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
9. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Словарная работа: самокат, колесо, оса, солнышко, насос.
Формы организации:
- фронтальная работа,
- индивидуальная работа.
Методические приемы:
1. Художественное слово.
2. Физминутка «Насос».
3. Пальчиковые игры «Компот», «Солнышко».
4. Словарная работа:
- обогащение словарного запаса,
- активизация словаря.
5. Поисково – исследовательская деятельность.
6. Использование игр по формированию лексико – грамматического строя речи :
- «Назови ласково»,
- «Кто больше?», (нахождение предметов с заданным звуком С,
7. Использование элементов театрализации (кукла Мишутка).
8. Использование наглядности:
- предметные картинки,
- аудиозапись «Физзарядка», «Звук «Ой»», «Логопедическое упражнение»;
-Видеоролик «Умачка» «Звук «С»»
9. Беседа.
10. Создание проблемной ситуации.
Оборудование :
1. Предметные картинки : Паровозик с буквой «С», предметные картинки начинающиеся с «С» и другие картинки начинающиеся с других звуков. (на каждого ребёнка).
2. Кукла Мишутка.
3. Монитор.
4. Магнитофон.
5. Флэшки.
6. Игрушечный самокат.
Организационный момент:
Дети заходят в группу под музыку, встают в круг и идут по кругу.
Девочка встаёт в круг показывает детям движения. Дети повторяют за ней. Ход занятия :
Вдруг издалека доносится чье – то жалобное хныканье: «Ой – ой – ой, ай – ай – ай…»(аудиозапись). Дети стоят в кругу.
В: Дети, вы слышите, кто – то плачет? Посмотрим, может кому – то нужна наша помощь? (Дети ищут кто плачет, по группе).
В:Смотрите –воспитатель надевает на руку куклу-Мишку.
В:Как тебя зовут малыш и почему ты плачешь?
М:Я – а – а, Мишутка, а плачу, потому что мне больно.
В: Что же у тебя болит, Мишутка? -кукла не отвечает.
В: У тебя носик болит? – кукла не отвечает.
В: У тебя ушко болит? – не отвечает.
В: У тебя лапка болит? – но Мишутка молчит.
В: «Дети, спросите, пожалуйста, что же у Мишутки болит?» ( дети обращаются к кукле с вопросом и Мишутка отвечает:«У меня щека болит»)
В: «Дети, спросим у Мишутки, что случилось?»
Рассказ Мишутки:
Я катался в лесу на самокате и нечаянно колесом наехал на куст с осиным гнездом. Осы рассердились и начали меня кусать. И теперь у меня щека распухла и болит. Скажите, ребята, а вы падали с самоката, когда учились кататься? (ответы детей). А я не знаю, что мне делать, как вернуться домой, колесо у самоката спустилось. Вы поможете мне накачать колесо? (ответы детей).
Физминутка «Насос» (дети стоят полукругом).
М; Спасибо вам, мальчишки и девчонки, за помощь. Уф, я так устал и пить хочется. А вы хотите пить? Давайте вместе сварим вкусный компот!
Пальчиковая игра «Компот» (проводится сидя на ковре).
- Будем мы компот варить, (большим пальцем правой руки делаем круговые движения по ладошке левой руки).
- Фруктов нужно много, вот! (прижимаем к ладошке мизинчик)
- Будем сливу мы крошить, (безымянный пальчик)
- Будем ананас рубить. (средний пальчик)
- Апельсин отдаст нам сок (указательный пальчик)
- И положим сахарок! (пальцы прижаты к ладошке, большой пальчик смотрит вверх).
М :Дети, я хочу Вам что-то показать. Хотите посмотреть!
Д:Да. Присаживаются на стулья и смотрят видеоролик «Умачка. Звук «С»»
М : Сейчас я проверю, какие вы внимательные. Какие слова со звуком «С» вы запомнили? Поднимите руку, кто запомнил. (индивидуальный опрос детей).
М :Дети, какие вы веселые, дружные! А вам нравится играть? Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру. Проводится игра «Найди картинку с буквой С» (Дети садятся за столы. Мишутка проверяет правильность подбора картинок. Индивидуальный опрос).
М: Вы так хорошо отвечаете, так четко, красиво произносите слова, так много знаете и умеете. А я еще маленький и многого не умею и не знаю. Дети, я хочу научиться говорить ласковые слова. Вы мне поможете? (ответы детей).
Игра «Назови ласково». Дети подходят к столу и берут 1 предметную картинку (картинки все на звук с, встают в круг и называют ласково. Например: «У меня солнце. Я назову ласково «солнышко»».
М: Вы так хорошо отвечаете, так четко произносите слова со звуком «С». А я еще маленький, не умею произносить звук «С», получается у меня «Ф», научите меня?
Д: ДА. (Дети присаживаются на ковёр). Включается аудиозапись чистоговорка (дети повторяют и проговаривают)
Ся-ся-ся, ся-ся-ся - не поймали карася.
Се-се-се, се-се-се - карасей ловили все.
Си-си-си, си-си-си - в водоеме караси.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся - вот поймать бы карася!
Са-са-са, са-са-са - ой-ой-ой летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су - видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са - отгадайте, где оса.
Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.
М: Спасибо вам, дети! Я научился произносить звук «С» чётко, правильно. Послушайте: СА-СА-СО-СО
Мне от этого хорошо и тепло, как – будто светит солнышко! И я хочу подарить вам свою любимую игру. Дети встают, стоят в кругу.
Пальчиковая игра «Солнышко» :
Маленькое солнышко
Я держу в ладошках (показываем ручками маленькое солнышко)
А большое солнце
Вижу из окошка (ручки наверх, обводим руками себя – «большое солнце»)
Маленькое солнышко я беру руками (показываем маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками (поднимаем руки над головой и смотрим наверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит (показываем руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете! (поднимаем руки над головой и разводим в стороны)
М: Я рад, что у меня такие умные, добрые, веселые друзья! А мне пора домой и на прощание я хочу подарить вам раскраску «Солнышко» (дарит детям раскраски). Пусть оно вас всегда согревает и напоминает обо мне. Дети, а как же я поеду? Ведь на самокате спустилось колесо. Вы поможете мне его накачать? (ответы детей).
Физминутка «Насос» и Мишутка уезжает на самокате.
Итог занятия.
В: Дети, с каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Правильно, со звуком С. Мишутке очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво произносили слова со звуком С. Назовите предметы, в названии которых есть этот звук. Молодцы!