усова ирина юрьевна
Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [с] — [з]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с], [з] в слогах, словах, фразе.
• Сравнивать характеристики этих звуков.
• Развивать фонематический слух.
• Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах.
• Упражнять в подборе родственных слов.
• Совершенствовать навыки употребления имен существительных множественного числа родительного падежа.
• Развивать внимание и логическое мышление.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Публикация «Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной к школе группе „Дифференциация звуков [с] — [з]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Ребята, сегодня у нас не простое занятие, необычное. Мы отправимся с вами в зоопарк. Догадайтесь, кто нас к себе пригласил? (логопед загадывает загадки).
Много бед таят леса, Рыжая плутовка,
Волк, медведь там и лиса Хитрая да ловкая.
Наш зверек живет в тревоге, Хвост пушистый – краса!
От беды уносит ноги. А зовут её(лиса).
Ну-ка, быстро угадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка)
2. Анализ и сравнение характеристик звука.
Ребята, какие звуки вы услышали в названиях наших гостей? (Звуки [с] и [з])
Правильно, а теперь дадим характеристику этим звукам. (Звук [с] – согласный, твердый, глухой. Звук [з] – согласный, твердый, звонкий).
Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, твердые).
Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Звук [с] – глухой, а звук [з] – звонкий).
3. Развитие фонематического слуха.
По дороге в зоопарк собачка «предлагает» провести детям речевую разминку.
Игра «Доскажи словечко».
Дети заканчивают чистоговорки нужным словом.
За-са-са – вот летит оса. Зу-зу-су – мы видели лису.
Са-за-за – за нею – стрекоза. Су-зу-зу – рядом с ней - козу. Игра «Замени звук [с] на [з]».
Логопед произносит слог (слово) со звуком [с], дети отвечают ему словом со звуком [з].
соя – Зоя, суп – зуб, сайка – зайка, лиса – Лиза, коса – коза
4. Работа с картинками.
Логопед обращает внимание детей на картинки, расположенные на экране (лиса, заяц, коза, слон, свинья, лошадь).
Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке? (Животные).
Наш зоопарк необычный, потому что в нем живут разные животные, и все они дружат друг с другом. Какие животные живут в зоопарке? (Дикие и домашние).
В названиях наших животных есть звуки [с] и [з]. Рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая картинка лишняя. Почему? (Лошадь. В названии этой картинки нет звуков [с] и [з]).
5. Упражнение в подборе родственных слов.
Зайка прыгал и скакал, Всю семью свою позвал,
Зоопарк нам показал. Никого не потерял.
Дети подбирают родственные слова к слову «заяц» (зайка, зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий, заячья, заячьи.
6. Физкультминутка.
В зоопарке побывали,
Очень сильно мы устали.
Мы играть с лисой пойдем,
Хорошо мы отдохнем!
Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.
У лисицы острый нос, Кур ловить я мастерица!
У нее пушистый хвост. Как увижу – подкрадусь
Шуба рыжая лисы И тихонько затаюсь.
Несказанной красоты! После прыгну и схвачу,
- Я охотница до птицы! Деткам в норку отнесу. И. Лопухина.
7. Звуковой анализ.
Собачка и зайчик приготовили вам сюрприз. Прочитаем первые буквы картинок – у нас получится название угощения.
Логопед и дети читают слово – «ириска» и анализируют с помощью звуковых символов, предварительно выложив его из букв разрезной азбуки. Один ребенок выполняет задание у доски, остальные дети – за своими столами.
8. Итог занятия.
Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались и заслужили угощение, которые вам приготовили лиса и зайка. Угощайтесь! Логопед раздает детям конфеты.