Оксана Липилина
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Х]» по формированию звуковой культуры речи в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Знакомство со звуком [Х]. «Старичок Пых и волшебные феи».
Цель: создание условий для практического усвоения детьми знаний о звуке [Х].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить детей характеризовать звук [Х] с опорой на различные виды контроля;
учить характеризовать звук [Х] по акустическим и артикуляционным признакам;
продолжать закреплять представление о гласных и согласных звуках, их различиях по звонкости-глухости;
Публикация «Конспект занятия „Знакомство со звуком [Х]“ по формированию звуковой культуры речи в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
упражнять детей в делении слов на слоги в односложных, двусложных и трехсложных словах.
упражнять в звуковом анализе слов на примере слова «уха»;
формировать умение определять позицию звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематические процессы;
развивать общую и артикуляционную моторику;
развивать зрительное восприятие;
продолжать формировать правильную воздушную струю;
продолжить работу по развитию качеств голоса-силы, способности к усилению, ослаблению.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества: сочувствие к главным героям, желание помочь.
воспитывать организованное поведение и интерес к занятиям.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал:
большое дерево с изображением фей и старичка Пыха;
волшебная книга-раскладушка;
сундучки с играми;
звуковая схема для определения места звука в слове;
звуковые человечки (гласные, согласные звуки);
картинки с изображением «мухи» и «старичка»;
предметные картинки на звук [Х];
раздаточный материал:
деревья с качелями на выработку правильной воздушной струи;
звуковые схемы;
папки для звукового анализа;
зеркала;
фонарики;
конфетки и тарелочки для деления слов на слоги;
конверты с разрезными картинками;
картинка с изображением «ухи»;
яблочки для рефлексии.
Организационно-мотивационный этап.
I. Организационный момент.
1. Вводная беседа
Логопед : Доброе утро! Я вижу, что у вас сегодня очень хорошее настроение. А как можно узнать, что у человека хорошее настроение? (он радуется, смеется, танцует, прыгает). (Л. берет в руки сказочную книгу)
Я хочу рассказать вам сказку о феях-хохотушках, которые дарят всем свои смешинки. Они живут на волшебном дереве, а охраняет это дерево древесный старичок Пых. Он очень любит играть. Но однажды он обиделся и закрыл фей в их домиках, потому что они не пригласили его в свою игру. Что же делать? Как помочь феям?
Дети: «Мы можем поиграть со старичком и развеселить его».
Логопед : А помогут нам в этом волшебные сундучки с играми. (предлагает присесть за столы)
II. Основной этап.
(1-й сундучок)
1. Знакомство со звуком. Артикуляционная гимнастика
Предлагаю вам открыть первый сундучок.
«Ребята, здесь прячется любимый звук фей. Послушайте фразу:
«Феи хохотушки хохотом хохотали».
Назовите звук, который слышится чаще других. Правильно -это звук [Х].
Что вы можете сказать о нем? Какой он? Гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? Верно, звук [Х] - согласный, потому что воздух встречает преграду. Горлышко молчит - значит глухой, твердый. Губы и зубы свободны. Кончик языка опущен вниз. Корень языка приподнят.
А для того, чтобы правильно произносить звуки, мы выполним артикуляционную гимнастику.
Наши феи тоже начинают каждое утро с зарядки.
- Делают массаж язычкам «Расческа» . Инструкция: губы в улыбке, зубы видны. Язык прикусить зубами. Двигать языком вперед – назад, не разжимая зубов под счет до 5.
- катаются с горки «Горка». Инструкция: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5.
- и едят блинчики «Блинчик». Инструкция: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до5, а затем отдыхают на крылечке своего домика.
Логопед : Молодцы, мы выполнили артикуляционную гимнастику, старичок Пых подобрел и открыл первое окошечко.
2-й сундучок
2. Упражнение на выработку правильной воздушной струи
Логопед : Заглянем во второй сундучок.
«Каждый день феи катаются на качелях и весело хохочут. Предлагаю подуть на качели и порадовать фей (к каждому дереву должны подойти по 2 человека). Но дуть нужно правильно. Вдыхаем носом, выдыхаем на вытянутые губы. Щеки стараемся не надувать.
Отлично поиграли, теперь у нас сильная, воздушная струя.
Попросим старичка Пыха освободить еще одну фею? Ведь мы очень старались (Старичок освобождает еще одну фею.)
3-й сундучок
3. Подбор слов на звук [х]. Игра с фонариком.
Логопед : Ребята, прежде чем заглянуть в 3й сундучок, мне хочется услышать слова, которые начинаются со звука [Х]. Попробуйте их подобрать (дети называют слова).
А сейчас на экране появятся картинки, названия которых начинаются со звука [Х]. Что это? (логопед называет картинки).
Посмотрите, что в сундучке! Дед Пых спрятал картинки в мешки и предлагает с помощью фонариков их увидеть. (Пособие Коняхиной «Игры с фонариком»).
Инструкция: фонарик лежит на столе, включить его, поднести картинку и назвать свою картинку «Я вижу в мешке халат» (хлопушка, хлеб, хата и т. д.).
Свой пример: я вижу в мешке хлопья.
Замечательно, старичок Пых очень доволен. Все догадались, что лежит у них в мешке. Еще одно окошко открывается, фея появляется.
4-й сундучок
4. Определение места звука в слове.
Логопед : Мне не терпится посмотреть, что же лежит в следующем сундучке. Да это же смешинки. Феи часто развлекают старичка Пыха своими смешинками. Игра называется «Определи место звука в слове».
Я буду показывать картинку, а вы определите, где слышится звук [Х] - в начале, середине или в конце слова. И поставьте смешинку на нужный квадрат. (детям раздаются схемы).
Пример: «В слове «мох» звук [Х] слышится в конце слова» и т. д. (слова ХАЛАТ, МУХА, ПЕТУХ)
Молодцы, хорошо поиграли. Открылось окошечко еще у одной феи.
Логопед : А еще наши феи любят танцевать! Повторяем движения за человечками. Кто хочет, может подпевать! ФКТМ
5-й сундучок
5. Деление слов на слоги
Все отдохнули, повеселились, продолжаем дальше. Нас ждет следующий сундучок (достает конфеты и тарелочки (пособие для деления слов на слоги).
«Феи очень любят конфеты. Конфеты необычные, они помогут нам разделить слова на слоги. Если в слове 1 слог нам нужно выбрать конфетку с одним квадратиком, если слово состоит из двух слогов - выбираем конфетку с двумя квадратиками, конфетку с тремя квадратиками мы прикрепим к слову, в котором три слога.
Инструкция: Играть будем в парах. Вам нужно договориться между собой. Определить количество слогов в слове, найти нужную конфетку и прикрепить ее к рамочке.
Например, перед вами картинка «халва». Что такое «халва»? – Верно, это восточная сладость. Отхлопаем количество слогов. В слове «халва» 2 слога. Выбираем конфетку с двумя квадратиками и прикрепляем к рамочке.
(дети выбирают, кто будет отвечать, договариваются между собой.)
Вы отлично определяли количество слогов в словах. Старичок Пых очень доволен. Еще одна феечка улыбается.
6-й сундучок
6. Звуковой анализ слова «уха»
Заглянем в следующий сундучок (появляется картинка с изображением ухи). Ребята, феи любят конфетки, а Пых очень любит уху. Что такое «уха»? – да, правильно, это суп из свежей рыбы.
Попробуем выполнить звуковой анализ слова «уха» с помощью звуковых человечков (перевернуть звуковое полотно).Один ребенок выполняет звуковой анализ у доски, остальные за столами.
Сколько звуков в слове? Сколько гласных звуков, сколько согласных? Назовите 1й звук. Дайте характеристику звуку. Назовите 2й звук. Назовите 3й звук.
Я думаю Старичок Пых с удовольствием освободит еще одну фею.
7-й сундучок
7. Работа со скороговоркой.
Инструкция: здесь лежат 2 конверта. Нужно разделиться на 2 команды. Одна собирает разрезную картинку с изображением мухи, а другая –немного посложнее с изображением деда Пыха (образцы с целой картинкой). Кто хочет собрать картинку немного посложнее - подойдите сюда.
Хорошо, быстро собрали картинки. У первой команды получилась «муха», а у второй- «Дед Пых».
- Ой, какая смешная получилась скороговорка! «Муха Мумуха села деду на ухо» (показ картинки, где муха сидит у деда на ухе) .Повторим ее еще раз – громко, шепотом, вопросительно.
Посмотрите, как развеселился дед Пых. Я думаю, мы смогли сделать так, чтобы всем было хорошо и весело. И Деду Пыху, и феечкам и всем ребятам. (открываем последнее окошко).
III. Оценочно-рефлексивный этап.
1. Итог.
Ребята, мы не только спасли фей и развеселили старичка, но и многому научились. С каким звуком познакомились? Что вы узнали нового? В какую игру вы играли с особым удовольствием? Что мы делали для того, чтобы поднять настроение Пыху?
(Похвалить детей) Я была рада тому, что Амалия очень быстро и легко выполняла звуковой анализ слова «уха». Степан и Артем правильно определял место звука в слове. Самира была очень активной и т. д.
2. Рефлексия.
Ребята, я хочу похвалить вас за то, что вы сегодня очень старались. И феечки, в знак благодарности, подарили вам яблочки. Яблочки непростые, они разного цвета. С помощью этих яблочек мы украсим дерево:
Если вам было легко выполнять задания- выберите зеленое яблочко,
если какое-то из заданий вызвало затруднения- выберите желтое яблочко,
если вам было трудно выполнять все задания-выберите красное яблочко и прикрепите на дерево
Спасибо всем!