ГАЛИНА КРЫМОВА
Конспект открытого занятия в старшей группе по звуковой культуре речи «Закрепление произношения и дифференциация звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений.
• Закрепить правильное произношение звуков «c», «ш» и определять позицию звука в слове.
• Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении.
• Учить детей протяжно произносить эти звуки, отчётливо и внятно проговаривать слова и фразы с этими звуками.
Материал: мультимедийное оборудование, фишки, корректурные таблицы, наклейки с изображением животных, цветные карандаши (жёлтый, синий).
Ход занятия
1 слайд:
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе по звуковой культуре речи „Закрепление произношения и дифференциация звуков“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Организационный момент (дети в кругу)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
В: Ребята, о чём это стихотворение?
Д: О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
В: Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки. Чтобы узнать о каких звуках идет речь, отгадайте загадки:
2 слайд:
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползёт … (змея)
В: Предлагаю детям для выполнения уже знакомое им задание:
• Если услышат звук «ш», сделать зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто уползает змея.
3 слайд:
Водичка, водичка.
Умой моё личико.
Чтобы глазки глядели.
Чтобы щёчки краснели.
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок… (шум воды)
• Если они услышат звук «с», то нужно изобразить умывание.
В: Произношу звуки «с - ш», то поочерёдно, то несколько раз подряд один и тот же звук, дети движениями показывают «ползущую змею» или «умывание» : ш-ш-с-ш-с-с-ш-ш-с-ш-с.
4 слайд:
В: Называю слова со звуками «с - ш». Услышав заданный звук в слове, ребята показывают соответствующее движение: сова, ослик, шар, собака, груша, самовар, шорты.
5 слайд:
В: Объясняю детям новое задание: нужно хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук «с» : шарф, шуба, солнце, свеча, шахматы, стул, слон, шкаф.
В: Усложняю задание:
Если в слове только один звук «ш», надо хлопнуть в ладоши 1 раз, если два звука «ш» – 2 раза: шакал, шашлык, шашки, шевелюра, шалаш. Выполняя задание, дети называют слова, которые им незнакомы.
6 слайд:
В: Читаю отрывок из стихотворения. Э. Мошковской «Жадина» :
Пес шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подошел Щеночек,
Попросил кусочек.
В: Интересуюсь, понравились ли детям стихи.
В: «Вообще-то это стихотворение называется «Жадина». Как вы думаете, угостил пес щеночка булочкой? Почему вы так считаете?». Ответы детей.
В: Повторяю стихотворение. Затем показываю на слайде три пирамидки и прошу детей назвать три слова со звуком «ш» : шагал, большую, подошел. Пирамидки постепенно пропадают, когда дети называют слова со звуком «ш». Если дети не могут определить третье слово, я читаю стихотворение еще раз.
7 слайд:
В: А сейчас мы все отдохнём.
Физкультминутка про дружбу.
Дети имитируют повадки животных в соответствии с текстом стихотворения.
Дружат все на белом свете.
Дружат взрослые и дети,
Дружат птицы меж собой.
Дружат змейки под горой.
Дружат зайцы на лужайке,
Мишки, волки дружат в стайке.
Дружат рыбы под водой.
Ты со мной, а я с тобой!
8 слайд:
В: Читаю отрывок из другого стихотворения Э. Успенского «Страшная история». Дети называют слова со звуком «с».
Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не стала…
А волосы растут.
В: Показываю на экране таблицу из трех ячеек. Произношу слова и показываю соответствующие рисунки: самолёт, лиса, автобус. Дети определяют позицию звука «с» в каждом слове с помощью фишек, а я открываю «матрёшку» в нужной ячейке.
9 слайд:
В: У меня есть волшебный конверт. В нём лежат наклейки с животными. Я сейчас вам их раздам. Вы будите приклеивать наклейки в таблицу, в ту клеточку, где спрятался в слове звук «ш» : ландыш, шапка, вишня. Молодцы, все справились с заданием.
10 слайд:
В: Давайте вместе прочитаем скороговорку (сначала медленно, затем быстрее, потом еще быстрее) : «У шоссе шалаш, шалаш у шоссе».
Затем ребята пробуют самостоятельно прочитать скороговорку.
В: Подведём итог занятия
1. Какие звуки мы научились различать сегодня? – «с» и «ш».
2. Где находятся (прячутся) звуки «с» и «ш»? - в словах.
3. Мы узнали, на каком месте звуки могут находиться в словах? - в начале слова, в середине и в конце слова.
4. А что вам запомнилось больше всего на занятии? – ответы детей.
Рефлексия:
В: Ребята, оцените свою работу на занятии. Если вам всё понравилось, вы много узнали и многому научились – раскрасьте солнышко, а если вы не всё поняли и были трудности при выполнении заданий – раскрасьте тучку (дети работают с листами рефлексии).