Починская Евгения
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе детей с ТНР «Дифференциация звуков [С] — [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
ФИО педагога: Починская Евгения Александровна
Тема: «Дифференциация звуков [С] - [Ш]»
Возрастная группа: дети 6-го года жизни (подготовительная группа)
Тип занятия: закрепление ранее усвоенного материала.
Форма организации: занятие.
Цель: научить детей различать звуки [С] и [Ш] по акустическим и артикуляционными признаками.
Задачи:
1. Развивать фонематический слух;
2. Активизировать, уточнить и обогатить лексический запас словам со звуками [С] – [Ш];
Публикация «Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе детей с ТНР „Дифференциация звуков [С] — [Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Уточнить понятия «свистящие звуки», «шипящие звуки»;
4. Формирование контроля за собственной речью;
Предварительная работа: занятия по обучению грамоте.
Оборудование: символы звуков (картинки с изображением змейки и насоса); предметные картинки, в названиях которых есть звук [С], [Ш], мяч; карандаши; изображения Свистелочки и Шипелочки (взяты из пособия Баскакиной И. В., Лынской М. И.).
Ход занятия
Психологический настрой (1 мин.)
Психогимнастика «Подарите радость друг другу».
Под музыку детям предлагается встать спокойно, ровно, руки держать на поясе. Педагог говорит, что рад видеть детей. Отводит в сторону правую руку, как бы берет от сердца радость и дарит ее детям. То же делает левой рукой, затем обеими одновременно.
- Какое у вас настроение после такого приветствия (Дети садятся на стулья, стоящие напротив экрана).
Вводно-организационный момент (1 мин.)
«Сегодня, дети, к нам пришли гости Свистелочка и Шипелочка». Вы догадались, почему их так зовут? (Потому что Свистелочка свистит, а Шипелочка шипит).
На доске изображения героев.
Мотивационно-побудительный этап (1 мин.)
Сегодня мы научимся различать звуки [С] и [Ш] и в этом нам помогут Свистелочка и Шипелочка.
Актуализация знаний и затруднений в образовательной ситуации (3 мин.)
Дети, нам необходимо подружиться со звуками [С] и [Ш]. Возьмите зеркала. Вспомним звук [С]: «Сссссссс». (Дети изолированно произносят звуки)
Теперь вспомнить, как звучит звук [Ш]: «Шшшшшш».
На доске символы звуков [С] и [Ш] (змейка и насос)
Посмотрите на доску, что это? (Символы звуков).
Найдите символ для Свистелочки и для Шипелочки и подарите их (Двое детей распределяют символы и объясняют свой выбор).
Чем отличаются звук [С] и [Ш]? («Когда мы произносим звук [С], язык находится внизу, за зубами, а когда мы произносим звук [Ш] – язык находится вверху).
Расширение имеющихся представлений (10 мин.)
1. Упражнение «Жесты»
Дети встают в круг.
Посмотрим, как вы различаете звуки С и Ш.
Я буду называть разные звуки, а вы с помощью большого пальца показываете положение языка во рту, когда вы произносите эти звуки:
Ш – Ш – У – С – А – И – С – Ш – О – С – С
2. Песенка Свистелочки и Шипеелочки
Ребята, Свистелочка и Шипелочка очень любят петь песенки, послушайте какие и повторите за мной (Дети встают в круг. Логопед бросает мяч ребёнку, тот повторяет слоги и возвращает мяч педагогу).
ША – СА – ША
СУ – СУ – ШУ
СЫ – СЫ – ШИ
ШЕ – СЭ - ШЕ
3. Игра «Чётвертый лишний»
(Слайд 1) На экране 4 картинки: СОВА, СОМ, КАСКА, КОШКА.
(Слайд 2) На экране следующие 4 картинки: КАРТОШКА, КРЫШКА, МЫШКА, КРЫСА.
Ответы индивидуальные.
Лишняя картинка «Кошка» потому, что в этом слове звук [Ш], а в остальных звук [С]».
Динамическая пауза (2 мин.)
Игра с обручами
Разложить картинки в один обруч со звуком [С], во второй – со звуком [Ш], а где обручи пересекаются, те карточки, в названии которых есть и [С] и [Ш].
(дети выполняют задание).
Практическая работа (3 мин.)
Ребята! Свистелочка и Шипелочка написали слова, но что-то в них не так. Что?
Впишите пропущенную букву и прочитайте слово.
Слова: МЫ__КА, ПО__УДА, МАЛЫ__, АНАНА__, __ТОЛ, КАМЫ__, ПЕТУ__ОК, __ОВА, ПОДНО__, НО.
(Дети садятся за столы. Дети дописывают букву и читают получившееся слово, объясняя значение).
Заключительный этап. Рефлексия (2 мин.)
Ребята, вы такие молодцы!
Что вам понравилось?
Что показалось трудным?
Что вы умеете делать хорошо?
(индивидуальные ответы детей).