Ольга Булыгина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р] в слогах, словах и фразовой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дифференциация звуков [Л]- [Р] в слогах, словах и фразовой речи»
Цель:
1. Закреплить навык дифференциации звуков [Л]- [Р] в слогах, словах и фразовой речи;
Задачи:
1. Закреплять навык чтения прямых и обратных слогов;
2. Закреплять умение определять количество слогов в слове;
3. Согласовывать слова в предложении
4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [Л]-[Р] в слогах, словах и фразовой речи“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
5. Активизировать биологически активные зоны;
6. Развивать фонематический слух и восприятие.
Оборудование: счетные палочки, дидактическая игра «Цветы для коровы», предметные картинки с изображением голубя и вороны, фасоль или горох.
Ход занятия
Водная часть:
Логопед: «Ребята, отгадайте загадку:
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор….»
Дети: «Айболит!»
Логопед:«Сегодня, на нашем занятии вы превратитесь в докторов Айболитов и к вам на прием придут особенные животные. А чем же они особенные, вы узнайте послушав внимательно стихотворение».
Основная часть:
Логопед читает стихотворение:
Приходи к нему лечиться
И коРова, и воЛчица….
Может быть, жучок – нет!
БеЛка и свеРчок – да!
Ты послушай и скажи,
Что за больные к доктору пришли?
Логопед: «Про каких животных говориться в стихотворении?»
Дети: «Корова, волчица, белка, сверчок».
Логопед: «В названии этих животных есть звук [Л] или [Р]?»
Дети: называют животных и определяют наличии в их названии звуков [Л] или [Р].
Логопед: «Сегодня к вам на прём придут только те животные в названиях которых есть звуки [Л] или [Р]. А мы с вами будем стараться правильно произносить эти звуки».
Логопед: «Кажется, кто-то идет? (стучит счетной палочкой по столу, изображая шаги).
ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Дидактическая игра «Вол и вор».
Ход игры: ребенок сидит за столом. Округляет свои руки и кладет их на стол так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались – это «загон для волов», ладони – «ворота загона». Счетные палочки – это «волы». Можно предложить закрыть глаза. Логопед, постукивая по столу, «ведет» счетную палочку вдоль «загона». Когда топот раздаётся около «загона», ребенок спрашивает: «Кто идет?» Логопед отвечает: «Вол» либо «Вор». «Вола» игрок выпускает, раскрыв свои «ворота» разведением в стороны ладоней (счетная палочка остается в «загоне»). А перед «вором» «ворота» не открываются, Если же игрок по ошибке раскроет «ворота», «вор» заберет всех оставшихся в этом загоне «волов». Сначала логопед использует для сравнения 2 слова – «вол» и «вор», затем усложняет задачу детей. пряча эти короткие слова в более длинные : ВОЛосы, ВОРот, ВОЛны, ВОРон, разгоВОР, проВОРный, стВОЛ, растВОР, ВОЛки. пригоВОР.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Логопед: «Кто бы из животных к доктору Айболиту не пришел, он каждому улыбается.
Упражнение «Улыбка».
Придет слон, подудит хоботком.
Упражнение «Хоботок».
Прискачет лошадка.
Упражнение «Лошадка».
А индюки сегодня придут?
Упражнение «Индюк».
Все будут качаться на качелях.
Упражнение «Качели».
И угощаться чаем. Нам нужна чашка, нужна ложечка.
Упражнения «Чашечка», «Лопаточка».
С вареньем.
Упражнение «Вкусное варенье».
Первая пришла к вам на прием корова.
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КОРОВА»
Указательные пальцы приставить к голове («рога», делать глубокий вдох через нос, немного задержать дыхание и на выдохе продолжительно тянуть «му-у…», стараясь, чтобы звук был ровный.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]- [Р] В СЛОГАХ
Дидактическая игра «Цветы для коровы».
Логопед: «Корова пожаловалась, что стала мало давать молока. Поможем корове, соберем для нее луговые цветы, и она будет давать больше молока. Проговорим слоги на каждом лепестке».
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]- [Р] В СЛОВАХ.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Игра «Покорми птиц».
Логопед: «Посмотрите, кто к нам прилетел? (называет и выставляет на доску предметные картинки с изображением голубя и вороны. Ворона и голубь отвернулись друг от друга, что произошло? (перед картинками выкладываются зернышки – фасоль, горох и др. Дети делают предположения о возможной причине ссоры.) Оказывается, голубь и ворона не могут поделить эти зерна. Давайте им поможем.
Логопед произносит пару слов. Дети повторяют их, определяет какие в них звуки :[Л]- [Р] (сначала определяют наличие звуков с проговариванием слов, а затем на слух.) Берут зернышки и кладут их: перед голубем, произнося словосо звуком Л и перед вороной, произнося слово со звуком Р.
МИР-МИЛ УКОЛ-УКОР
МОР-МОЛ ВЕЕР-ВЕЯЛ
БАР-БАЛ БУРКИ-БУЛКИ
ВАР-ВАЛ ПОЛКА-ПОРКА
ЖАЛ-ЖАР МЕРКА-МЕЛКО
ТЁРКА-ТЁЛКА ЖАЛКО-ЖАРКО
ПЛУГ-ПРУТ РОЖКИ-ЛОЖКИ
ИГРА-ИГЛА ЛОЖЬ-РОЖЬ
БЛОШКА-БРОШКА ЛАМА-РАМА
СВАРКА-СВАЛКА РАД-ЛАД
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]- [Р] ВО ФРАЗАХ.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Дидактическая игра «Слоговые вагончики».
Логопед: «Посмотрите на картинку, эти животные приехали к Айболиту на поезде издалека. Они заболели. Что это за животные? Назовите их. (дети по очереди называют животных). Говорить вам нужно так: рак заболел, тигр заболел и т. д. Сосчитайте количество слогов в словах и вы узнайте, кто в каком вагоне приехал. Если в названии животного один слог – он приехал в первом вагоне, если два во втором и т. д.
СЛОВАРЬ : рак, тигр, зебра, страус, морж, рысь, носорог, баран, жираф, кенгуру.
Логопед: «Прискакала к Айболиту лошадка, хромает. Болит у нее копытце. Доктор копытце полечил, помазал, завязал. И стала лошадка веселее прежнего прыгать.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЛОШАДКА»
-Эй, лошадка!
(руки согнуты в локтях, кулачки сжаты перед грудью).
-И-го-го!
-Но, лошадка!
(скакать на лошадке).
-Но, но!
-Скок, лошадка!
Скок, скок
Цок, копытца!
(топать поочередно одной, то другой ногой).
-Цок. Цок!
Выше ножки!
Топ, топ!
Веслее!
Гоп, гоп!
Колокольчик
(пальцы правой руки сложить щепочкой, как будто держат колокольчики).
-Громче. Громче
Звон, звон
Гоп, лошадка!
(скакать на лошадке).
Гоп, гоп!
Тпр-ру-у, лошадка!
(остановиться).
Стоп, стоп.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]- [Р]ВО ФРАЗАХ.
МАССАЖ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ЗОН «ПЧЕЛА»
Логопед: «Кто там жужжит? Кто это? Прилетела пчелка. Простыла она, не может собирать мёд. Сделаем массаж, чтобы нам тоже не простыть: делаем и проговариваем.
РА-ЛА-ЛА-РА-ЛА-ЛА – на цветке сидит пчела.
(Провести пальцами обеих рук от середины к вискам).
УР-УЛ-УЛ-УР-УЛ-УЛ – ветерок подул.
(Провести пальцами по щекам сверху вниз.)
АРА-АЛА-АРА-АЛА –пчелка крыльями махала.
(Кулачками энергично провести по крыльям носа).
ИРА-ИЛА-ИРА-ИЛА – пчелка мед носила.
(Растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырком).
Колокольчики! Ромашки!
Незабудки! Васильки!
(Пощипать ушные раковины).
Босиком и без рубашки
Ходим и плетем венки!
(Легко похлопать по щекам – как будто шаги).
Первый раз фразу произносит логопед, дети молча повторяют движения. Второй раз фраза произносится сопряженно.
РАБОТА НАД ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ РЕЧИ
Дидактическая игра «Кому что нравится».
Логопед: «Наступил обед. Расскажите и покажите, кто ест. Рассказывать будем так: голодная корова ест траву, голодная ворона ест зерна и т. д.
СЛОВАРЬ : корова, крот, ворона, кролик, морж, морковь, трава, рыба, зерна, корни.
Заключительная часть:
Логопед: «Так Айболит трудился целый день и помог многим больным. Помогая Айболиту, какие звуки мы старались правильно произносить?
Дети: Л, Р.