Зырянова
Конспект занятия по развитию речи (подготовка к школе) для детей 6 лет «В осеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия развития речи. Подготовка к школе, детям 6 лет.
Тема: «В осеннем лесу.»
Цель: обогащать словарный запас, развивать связную речь обучающихся через расширение представлений о грибах.
и основные задачи:
1) учить давать полные ответы на вопросы, подготавливая обучающих к пересказу текста;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
2) формировать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;
3) активизировать внимание и память обучающихся, развивать логическое мышление :
-учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение.
Ход занятия:
1. Вводная часть. (до 5 минут)
Здравствуйте, ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в осенний лес. (слайд 1) Представьте себе, что мы оказались в лесу, где царит тишина, между стволами деревьев стелется серебристо-белый туман. (слайд 2) Но вот вспыхнули первые лучи зари, они разгораются все ярче, озаряя розовым сиянием облака. (слайд 3) Туман рассеивается, становятся отчетливо видны контуры деревьев (слайд 4, из зеленого травяного теремка вылетает иволга и звонко распевает свою песенку. (слайд 5)
2. Песенка иволги. Фонематическая зарядка. Пропевание, проговаривание звуков.
(до 7 минут)
«Фиу-лиу, фиу-лиу, -
Звонко иволга свистит.
Утро летнее красиво,
Огоньком роса блестит.
По оврагам пахнет прелью,
Слышно пенье родников
Под сосною и под елью
Много выросло грибов!
(совместное проговаривание текста, разучивание стихотворения)
3. Сообщение новых знаний. (10 минут)
А собирали ли вы грибы?
Гриб — это растение, но особенное. У него нет ветвей, листьев, цветов. (слайд 6)
Размножаются грибы спорами.
Споры — это крошечные частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры высыпаются на землю, их подхватывает ветер и разносит по лесу или лугу. Из спор вырастают новые молодые грибочки. У грибов есть грибница. Она похожа на войлочное гнездышко и состоит из огромного числа густо перепутанных нитей. Эти тончайшие, как паутинка, нити называются гифами. Грибные ниточки уходят глубоко в землю. Через эти нити-гифы гриб получает из почвы воду и полезные вещества, нужные ему вещества. (слайд 7)
(слайд 8) Ребята, а знаете ли вы, что собирание грибов иногда называют «тихой охотой». Грибы собирать лучше с утра. Вот как говорит народная поговорка:
«На зорьке росистой
Гриб крепкий, душистый.
А в знойный день-
Как гнилой пень.»
А еще говорят и так: «Кто раньше встает, тот грибы и соберет, а сонливым да ленивым остается лишь крапива!»
А знаете ли вы как нужно одеться, отправляясь в лес? Выбери из предложенного:
Обувь - сапоги, туфли на каблуках, кроссовки, домашние тапки, пляжные туфли
Одежда- спортивный костюм, плащ или дождевик, легкая куртка, легкая шапочка, платье, шорты, футболка, шуба
Задание: определите кто правильно оделся, отправляясь в лес, кто не готов идти в лес?
(слайд 9)
Сделаем вывод: главное, чтобы голова, руки, ноги были прикрыты одеждой.
Не забывайте, что в лесах водятся опасные насекомые- клещи, укусы которых могут вызвать разные заболевания.
Вот мы оделись по всем правилам. Надо решить во что мы будем складывать грибочки и где будем их собирать?
Читаем слова по слогам, выделяем гласные:
вед-ро, сум-ка, рюк-зак, кор-зи-на, лу-кош-ко, ку-зо-вок
Положу грибок в лукошко,
Что сплели из веток ивы. (совместное проговаривание и разучивание текста)
У многих грибников есть свои заветные места- опушки, лесные поляны. Где люди каждый год собирают грибы. А грибочки хитрые! Прячутся под деревьями, в траве, под листочками. (слайд 10) Пройдешь и не заметишь!
Хитрый маленький грибок,
В круглой красной шапке,
Он не хочет в кузовок,
Он играет в прятки.
Притаился возле пня,
Поиграть зовет меня!
(слайд 11) Физминутка. (до 3 минут)
Грибы под дубом
На поляне дуб зеленый (поднимают руки вверх, разводят пальцы)
Потянулся к небу кроной. (тянутся на носочках)
Он на ветках среди леса (покачивают руками)
Щедро желуди развесил. А внизу грибы растут, (наклоняются вперед)
Их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся! (собирают «грибы»)
Задание: найди 10 грибов. (раздаточный материал, картинки)
Надо собирать только съедобные грибы и не спутать их с ядовитыми!
Ядовитые грибы нельзя трогать руками, лучше их обходить стороной!
Какие грибы собирают животные? (слайд 12,13)
белки- боровики, подосиновики, подберезовики, рыжики;
лоси- белые грибы, мухоморы;
северные олени- маслята;
кабаны- грузди (сначала они топчут их копытами, давят клыками);
бурундуки и барсуки- грузди, лисички и сыроежки.
Пальчиковая гимнастика.
Дети в лес грибной пошли (указательным и средним пальцем шагают по столу)
И грибочки там нашли
Часть из них потом сварили, засолили.
Засушили.
Заморозили немножко.
И пожарили с картошкой
(загибают пальцы, перечисляя, что сделали с грибами)
Загадки.
*Этот гриб нарядный
Растет с осиной рядом, на головку надет
Ярко - красный берет
(Подосиновик)
*Этот гриб похож на колобок.
К теплым дождикам привык
Гриб зовется …
(Дождевик)
*Возле пней и на лужайке
Мы всегда гуляем стайкой.
Очень дружные ребята,
Называются…
(Опята)
*Этот грибок-
Березы сынок.
Кто его найдет,
Всяк в лукошко кладет.
(Подберезовик)
*Крепкий маленький грибок,
Маслянистый, как блинок.
(Масленок)
*Желто- рыжие сестрички,
Величают нас…
(Лисички)
*Этот гриб красивый, красный,
Но, поверьте, он опасный!
(Мухомор)
*Грибы похожи на опят,
Но спрятан в них опасный яд!
(Ложные опята)
*Очень бледная на вид, Яд опаснейший таит!
(Бледная поганка)
Игра «Четвертый лишний»
Выделите лишнее, объясните свой выбор:
боровик, груздь, сыроежка, белая поганка
мухомор, рыжик, опята, шампиньон
масленок, лисичка, подберёзовик, калина
черника, подосиновик, рябина, клюква
сосна, подберёзовик, орех, ель
Физминутка.
Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)
Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)
Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)
Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)
По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)
Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)
Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг — (движения прямых рук)
Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)
А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)
Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой) Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)
Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)
3. Подведение итогов. Выполнение задания. Закрепление пройденного.
Мы съедобные грибы
Долго собирали,
А потом своим друзьям
Вот что рассказали:
В бору вырос боровик,
А под дубом- дубовик,
На пеньке сидят опята-
Очень дружные ребята.
Вырос подосиновик
Под молодой осиною,
Крупный подберёзовик-
Под белою березою.
Если с нами в лес пойдете,
Много вы грибов найдете!
Ребята, мы сегодня поработали не зря, что вы полезного узнали? Чему научились? Чему удивились? Чем восхитились? (ответы детей (слайд 14).
Приложение.
Зрительный ряд.
Съедобные грибы
Сколько гласных и согласных в слове? Определение твердых и мягких согласных звуков.
Количество слогов в слове?
СЫ-РО-ЕЖ-КА – 4 слога, 4 гласных буквы
МО-ХО-ВИК- 3 слога, РЫ-ЖИК- 2 слога,
3 гласных буквы 2 гласных буквы
Ядовитые грибы
Творческое задание
ПОДОСИНОВИК
МУХОМОР
Задание: определи деревья по контурам кроны и ветки.
БОРОВИК
ГРУЗДЬ
СЫРОЕЖКА
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА
МУХОМОР
РЫЖИК
ОПЯТА
ШАМПИНЬОН
МАСЛЕНОК
ЛИСИЧКИ
ПОДБЕРЁЗОВИК
КАЛИНА
ЧЕРНИКА
ПОДОСИНОВИК
РЯБИНА
КЛЮКВА
СОСНА
ПОДБЕРЁЗОВИК
ОРЕХ
ЕЛЬ
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА
ЛОЖНЫЕ ОПЯТА
ТРУТОВИК
БЕРЁЗА
Игра «Четвертый лишний» .
Задание: определить лишнее и объяснить свой выбор.