Анненкова Ольга Константиновна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Иван-царевич и Серый Волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
Продолжать формирование у детей умение строить разнообразные (как простые, так и сложные) предложения; побуждать детей давать развернутые ответы, употреблять сложноподчиненные предложения; умение заменять несколько слов одним словом-признаком (прилагательным).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Иван-царевич и Серый Волк“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Продолжать развивать связную речь — логически последовательное и грамматически правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание картины, эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на произведения изобразительного искусства.
Продолжать знакомить детей с произведениями живописи известных художников (В. М. Васнецов «Иван царевич на сером волке», дать понятие устаревшего русского слова («похитник» – вор).
Продолжать формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану/образцу, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).
Воспитывать сострадание, взаимопомощь, любовь к произведениям искусства.
Материал:
Репродукция картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».
Русская народная музыка, наигрыш «Полянка».
Бейдж на шнурке (пропуск в «Умную мастерскую»).
Методы и приемы:
Беседа.
Показ.
Художественное слово, загадки.
Физкультминутка.
Дидактическая игра «Какой? Чей?»
Игра «Путаница».
Музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках
Воспитатель:
Ребята, я рада снова вас приветствовать в нашей умной мастерской.
Сейчас …. (воспитатель называет имя ребенка) поможет раздать пропуска всем в «Умную мастерскую».
Звучит русская народная музыка, наигрыш «Полянка».
Воспитатель:
Ребята, как вы уже догадались сегодня наше путешествие будет в мир сказки, в мир художественной литературы и изобразительной деятельности.
Давайте вспомним с вами русскую народную сказку, которую недавно читали с вами.
Слушайте внимательно и попробуйте отгадать загадки про персонажей сказки.
Мчится он на сером волке,
Обгоняя птиц полет.
Не король, не королевич,
Его зовут …
(Иван-царевич)
Стало вдруг светлее втрое,
Вспыхнул светом дивный луг.
Вот сюда-то до зарницы
Прилетела вдруг …
(Жар-птица)
Он бывает страшный,
Он бывает злой,
Но царевичу помог он
Справиться с бедой.
Он в зайчатах знает толк.
Кто же это?
(Серый волк)
Воспитатель:
Вспомнили название сказки?
Дети: отвечают.
Воспитатель:
Правильно!
Мы сегодня вспомним с вами русскую народную сказку «Иван-царевич и серый волк», а также познакомимся с картиной художника В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке».
Но, сначала, ребята давайте поиграем в игру «Путаница» по русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк».
Игра «Путаница»
Золотые яблоки клюёт Жар-птицу.
(Жар-птица клюет золотые яблоки)
Стена перемахнула через волка.
(Волк перемахнул через волка)
Волк сидит на Иване-царевиче.
(Иван-царевич сидит на волке)
Жар-птица поймала Ивана-царевича за хвост.
(Иван-царевич поймал Жар-птицу за хвост)
Погоня убегает от волка.
(Волк убегает от погони)
Елена Прекрасная обратилась в Серого Волка
(Серый Волк обратился в Елену Прекрасную)
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
Ребята, а где можно познакомиться со сказками в картинах?
Дети: отвечают.
Воспитатель:
Правильно! С картинами можно познакомиться в картинных галереях, на выставках и вернисажах Самая знаменитая галерея в России – Государственная Третьяковская галерея.
В этой галереи собраны картины великих художников.
В данной галереи находится картина В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».
Сюжет картины иллюстрирует один из моментов русской сказки «Иван-царевич и Серый Волк». По сюжету сказки Иван Царевич вместе со своей возлюбленной Еленой Прекрасной спасается от погони на Сером Волке.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, а почему эта картина сказочная?
Дети: отвечают.
Воспитатель:
Молодцы!
А что нам ещё подсказывает, что это сказка?
Дети: отвечают.
Воспитатель:
Пригладитесь, ребята, а Серый Волк отнюдь не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит.
Воспитатель:
Ребята, обратите внимание на глаза Серого Волка.
Похожи они на глаза хищного животного? Нет. Художник изобразил его с человеческими глазами, а народная сказка чем наделила Серого Волка?
Дети: человеческим голосом.
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
Вся картина наполнена самой сказкой.
Вспомните сказку «Иван-царевич и серый волк». Какое слово мы узнали из сказки?
«Похитник» - устаревшее русское слово, обозначающие «вор».
Устали?
Давайте отдохнем и разомнемся.
Физкультминутка
Волк
(Из положения «стойка ноги врозь, руки на поясе» выполнять наклоны в соответствии с текстом.)
Волк наклоны делать рад
Вправо, влево, вперед, назад,
Много-много раз подряд
Влево, вправо, вперед, назад.
В конце физкультминутки дети рассаживаются обратно на стульчики.
Воспитатель:
Ребята, давайте еще раз посмотрим на картину, на Ивана-царевича и Елену Прекрасную.
Разрешите мне рассказать, каким вижу Ивана-царевича, а вы расскажете, какая Елена Прекрасная. Одно предложение говорю я, другое вы по очереди, подняв руку.
Воспитатель:
Иван-царевич смелый, сильный, мужественный.
Дети:
Елена Прекрасная добрая, нежная, красива и т. д.
Воспитатель:
Иван-царевич одет в кафтан из узорчатой ткани, на руках расшитые рукавицы.
Дети:
Елена Прекрасная одета в длинное голубое платье. На шее у нее жемчужные бусы.
Воспитатель:
На голове у Ивана-царевича шапка, украшенная соболиным мехом.
Дети:
У Елены Прекрасной на голове шапочка, украшенная драгоценными камнями.
Воспитатель:
На ногах у Ивана-царевича красные сафьяновые сапоги.
Дети:
На ногах у Елены Прекрасной зеленые сафьяновые сапожки.
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
А теперь давайте поиграем в игру «Какой? Чей?»
Дидактическая игра «Какой? Чей?»
Воспитатель называет несколько слов, а дети должны заменить одним слово-признаком:
Сапоги из сафьяна – какие сапоги?
(сафьяновые сапоги)
Трава, растущая на болоте – какая?
(болотная трава)
Мрак в лесу - какой лес?
(мрачный лес)
Мех соболя – какой?
(соболиный мех)
Бусы из жемчуга – какие?
(жемчужные бусы)
Волосы мягкие, как шелк – какие волосы?
(шелковые/шелковистые волосы)
Платье из парчи – какое?
(парчовое платье)
Шерсть цвета серебра – какая?
(серебристая шерсть)
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
Вот и подошло к концу наше путешествие в мир художественной литературы и изобразительного искусства.
Надеюсь, что вам понравилось наше небольшое путешествие?
Дети: отвечают.
Воспитатель:
Ребята, что нового мы узнали сегодня и с чем познакомились?
Дети: отвечают.
Воспитатель:
Ребята, ведь мы сегодня побывали в сказке, и за то, что вы так по-доброму так красиво рассказали о Иван-царевиче, Елене Прекрасной и Сером Волке, они прислали вам сказочный подарок (воспитатель вручает детям пазл «Иван-царевич на Сером Волке»).
Воспитатель:
Прошу сдать ваши пропуска (воспитатель называет имя ребенка, который будет собирать пропуска).
Жду вас в следующий раз в нашей с вами умной мастерской.
Всего доброго!