Ирина Щелокова
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [ч]» в старшей группе
Конспект занятия по звуковой культуре речи
Звук ''ч'' (ст. гр.)
Цель: Учить слышать, чётко и правильно произносить звук ''ч''
в словах и фразах; называть слова с заданным звуком,
определить местонахождение звука в слове.
Предшествующая работа:
проведена работа на уточнен. Произношения изолированного
звука.
Заучивание считалки на звук ''ч''
Разучивание игры ''Чижик''.
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи „Звук [ч]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Материал: предметные картинки со звуком ''ч'' и без звука ''ч''.
Бумажный паровозик на каждого ребёнка и бумажные
Кружки на каждого ребёнка;
Волшебный сундучок, где лежат предметы: - чайник, чашка,
ручка, жевачка, чеснок, тарелка, маски чижика.
Ход занятия:
1. Дети стоят за окном
В. А что, у нас за окном, лето или зи мА?
Ответ детей
В. А почему вы так решили?
Ответ детей
В. А летом снег бывает?
Ответ детей
В. А почему?
Ответ детей
2. Воспитатель заостряет внимание детей на то, что на улице кто-то
Забыл убрать.
Д. Санки
В. А вы любите кататься зимой на санках?
Ответ детей
В. А что вы любите часто делать из санок?
Д. Паровозики, поезд.
В. А какая песенка у паровоза?
Д. чух-чух-чух.
В. Правильно, а когда подъезжает к станции и делает остановку, то
Паровоз пыхтит и произносит ''ч-ч-ч''
В. Как пыхтит паровоз.
Хоровые и индивидуальные ответы детей
Д/игра ''Далеко-близко'' (произношение звука ''ч'' тихо-громко)
3. Загадывание загадки
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Я стучу, стучу, стучу
Я лечу, лечу, лечу
Опоздать я не хочу (поезд).
П/ игры '' Поезд'' (2 раза)
Дети подъезжают к стульчикам и садятся.
Уточнение песенки паровоза.
4. Чтение чистоговорки вос-лем.
ча-ча-ча- говорит в комнате свеча
чу-чу-чу- молоточком я стучу
оч-оч-оч- наступила ночь.
Чтение детьми 2 раза.
5. Игра ''Чудесный сундучок''
Вос-ль показывает детям сундучок и говорит, что это сундучок
чудесный, потому что, в нём лежит много интересного.
Каждый сможет узнать, что там лежит, только надо сказать
такие слова:
’’сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок’’.
Дети поочереди вынимают из сундучка предметы, показывают
всем и чётко называют их с выделение звука ''ч'',
чётко говорят выделенные слова.
Д/ игра ''Какой предмет лишний''
(находят предмет, где нет звука ''ч'').
Вос-ль показывает полоску бумаги, где наклеены картинки
со звуком ''ч''.
Дети называют картинки, чётко выделяя звук и определяют местонахождение его в слове.
6. Д/игра ''Ответь правильно''.
Вос-ль задаёт вопросы, а дети отвечают словами, где
есть звук ''ч''.
1) Чем отпирают замок?
2) В чём заваривают чай?
3) Чем ловят рыбу?
4) Кто лечит больных?
5) Кто учит учеников?
6) Где получают посылки?
Дети вспоминают песенку паровоза.
''ч-ч-ч-‘’
7. Детская игра '' Не ошибись''
Вос-ль называет слова и если в них есть песенка паровоза,
то дети поднимают бумажный паровозик, а если нет, то кружок.
(чайник, корыто, тачка, коляска, печка, плита, ключ, замок, мяч).
8. Д/игра ''Разложи правильно''.
На столе лежит набор карточек, где в словах есть звук ''ч''
и в словах нет звука ''ч''.
Дети в один кармашек вставляют картинки со звуком ''ч'',
а в другой без звука ''ч''.
Этой игрой занимаются 2 ребёнка.
А в это время др. дети играют в игру
''Назови ласково своё имя''.
Таня-Танечка
Саша- Сашечка и т. д.
Проверка задания.
9. П/игра ''Чижик''.
Дети становятся в круг и держатся за руки, один-два ребёнка
стоят в кругу, они изображают чижика в клетке.
Чижика выбирают считалкай:
Подогрела чайка чайник
Прилетело восемь чаек
Приходите все на чай
Сколько чаек отвечай.
Игра ''Чижик''
Дети: Чижик в клеточке сидело
Чижик в клетке громко пел.
Чижик: В саду чижики летают
Звонко песни распевают
Чу-чу-чу я в саду летать хочу.
Миленькие деточки
Откройте мою клеточку.
Дети: Мы клеточку открываем
Чижа на волю выпускаем.
(дети открывают круг, чижик
Вылетает из круга и поёт).
Чижик: Я в саду лечу
И звонко песенку пою
Чу-чу-ч-, чу-чу-чу.