Александра Илюшина
Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Закреплять умение определять указанный звук в словах.
2. Развивать умение определять количество звуков в словах.
3. Развивать умение определять количество слогов в словах.
1. Поезд, изготовленный мной, представляет собой кусок льняной ткани с нашитыми на него карманами (вагончиками, пуговичками, заменяющими колеса поезда и термоаппликациями в виде бабочек и цветочков, которые для надежности я также пришила.
Публикация «Дидактическое пособие по звуковой культуре речи „Поезд“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Железная дорога, поезд
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Поезд, паровоз. Дидактические игры, пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2018
Каждый вагончик представляет собой карман, простроченный посередине, образовывая два отсека, последний карман разделен на три отсека. В эти карманы ребенок будет вставлять карточки с изображением животных на соответствующий звук или определенного количества слогов. Чуть выше расположено еще три кармана, куда, собственно говоря, мы и будем вставлять наши карточки с кружочками для обозначения количества звуков в словах (от трех до пяти) или карточки с кружочками для определения количества слогов в словах (от одного до трех, а также карточки с буквами для определения наличия звука в словах.
2. Картинки на один заданный звук, например, в моем случае, с, з, ш, ж, л, р или любые другие звуки, в определении которых затрудняются дети вашей группы;
- картинки на три, четыре и пять звуков могут быть те же, можно добавить и других животных, которые будут соответствовать вашим задачам.
- картинки на односложные, двухсложные, трехсложные слова.
Примерный ход игры.
1 вариант.
Воспитатель размещает на столе или на доске поезд и сообщает: «Ребята, отправляется поезд, в нем девять вагончиков. У каждого животного свой вагончик и он может занять только свое место. Предлагаю вам помочь животным найти свой вагончик. В первых трех вагончиках едут животные, в названии которых есть звук з, в следующих трех вагончиках едут животные, в названиях которых есть звук п …и т. п. Для участия в этой игре можно пригласить трех участников, а потом еще ребят контролеров, которые проверят правильность выполнения задания. Потом дети могут поменяться, участники становятся контролерами, а контролеры участниками. Звуки в карманах сверху меняются на другие.
2 вариант.
В карманы сверху воспитатель вставляет карточки с кружочками, которые обозначают количество звуков в словах. Участвующий в игре ребенок произносит слово, отчетливо проговаривая все звуки, а потом сообщает сколько в слове звуков. Далее ребенок вставляет картинку с изображением животного в соответствующий карман, при этом проговаривая, например: «Слон поедет во четвертом вагоне, так как в слове коза 4 звука: с, л, о, н» и т. д.
3 вариант:
Подобным образом может развиваться игра и в этом случае, только в карманы сверху вставляются карточки с кружочками, которые обозначают односложные, двухсложные и трехсложные слова. То есть в первых трех вагончиках поедут животные, названия которых не делятся на части и т. д.
Дети сами могут играть в эту игру, например, детям раздаются карточки, ребенок - контролер поднимает карточку с тремя кружочками, к нему подходит ребенок, и поясняет: «Я поеду в третьем вагоне». А ребенок – контролер проверяет количество звуков в слове (например, ворона) и, если сказанное соответствует действительности, то провожает ребенка в вагон.
Картинки могут быть самые разнообразные, а сам поезд можно использовать для игр разной направленности. В карманы сверху можно вставлять карточку со схематичным изображением леса и дома, дети будут размешать в вагончики домашних и диких животных, можно отправить на этом поезде животных Африки и Севера и т. п. Этот поезд может стать основой для многих игр на классификацию.