Светлана Артемьева
Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе.
1) "Произношу слоги"
Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют их за мной индивидуально, хором, только мальчики, только девочки, медленно, умеренно, быстро, громко, тихо, шепотом.
2) Игра "Повтори правильно"
Ша - шо - шу, ши - шо - ше, шу - ши - ша и т. д.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
3) Показываю артикуляцию гласных звуков (на карточке или сама, не произнося звук вслух), дети узнают их, произносят, по сигналу добавляют изучаемый звук, повторяют полученные слоги.
4)Игра "Доскажи словечко"
ра -ра -ра - начинается иг (ра)
ры - ры - ры - у мальчика ша (ры)
ро - ро - ро - у нас новое вед (ро)
ру - ру - ру - продолжаем мы иг (ру)
5. Игры "Магазин", "Чудесный мешочек" (на развитие фонематического восприятия)
Дети берут предмет, называют его, выделяют голосом нужный звук (зззаяц, сссани и т. д.)
6) Работа с картинками
а) Показываю картинки, содержащие и не содержащие нужный звук, предлагаю детям назвать,что у них изображено на картинке. Прошу определить, есть ли звук в слове или нет.
б) Картинки размещены на столе обратной стороной. Ребёнок берёт картинку, показывает её детям и называет чётко предмет, изображенный на картинке. Затем вся группа (часть детей, только мальчики, только девочки) повторяет слово, после этого ребёнок определяет, если данный звук в слове.
7) Упражнения на развитие памяти, внимания "Кто больше запомнит слов"
Произношу 5 - 7 слов с заданным звуком, например, со звуком [м](матрёшка, магазин, малина, машина, маятник, мороз, магнит, затем дети повторяют, кто сколько запомнил.
8) Упражнения на быструю проверку знаний всех детей.
Раздаю карточки с картинками (4 - 5 шт.) и фишки (кружочки). Произношу, например звук [л]. Предлагаю детям положить фишки на те картинки, в названии которых слышится нужный звук.
9) Упражнения на изменение слова с указанным звуком.
а) Например, при закреплении звука [ч] - изменяли имена детей по образцу воспитателя : Оля - Олечка, Ира - Ирочка Валя - Валечка и т. д.
б) Называют слова (предметы) с уменьшительно - ласкательным значением : рука - ручка, доска - досочка и т. д.
в) Называют детё нышей животных : волк - волчонок, заяц - зайчонок и т. д.
10) Игра "Узнайте звук"
Я говорю детям, чтобы они хлопнули в ладоши (топнули ногой, если услышат нужный звук.
звук [а] - мишка, арбуз, слон, шапка, стул, автобус.
звук [в] - ведро, волк, лиса, василёк, волчок.
11)Игра "Потерялся первый звук"
Произношу слово, без первого звука, а дети должны отгадать слово и назвать звук, который не произнесла.
Например, (с)лон, (в)олк, (л)иса, (з)аяц.
12)Игра "Подскажи словечко"
Я читаю стихотворение не до конца
Как зовут меня скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок
Синеглазый. (василёк)
Дети подсказывают слово и определяют 1-ый звук.
13) Игра "Кто больше"
Предложить назвать слова с заданным звуком. За ответ даю фишки. У кого больше, тот и выиграл.
14)Игра на дифференциацию звуков. (развитие фонематического слуха)
Например, на звук [с] мы хлопаем, а на звук [ш] топаем.
15) Игра "Подумай, не торопись"
Предлагаю детям подобрать (придумать) слова, которые начинаются на последний звук слов. Например,слон. Последний звук [н]. Дети подбирают -нос, ноты, награда, наряд и т. д.