Анна Лазарева
Конспект занятия по развитию речи «Дифференциация звуков [В] — [В «]» «Проделки Шапокляк»» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие
Образовательная область: «Речевое развитие»
Образовательная деятельность:
Тема: «Дифференциация звуков В – Вь». «Проделки Шапокляк»»
группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Дифференциация звуков [В] — [В „]“ „Проделки Шапокляк““ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Успенский Э. Чебурашка, крокодил Гена и др.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Цель: Дифференциация звуков В – Вь.
Задачи:
Образовательные: уточнить артикуляцию звуков [в], [вь]; учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; обучать анализу и синтезу прямого слога;
Развивающие : Развивать фонематические процессы; развивать артикуляционную, общую моторику, дыхание, голос; развивать психические процессы: внимание, память, мышление; развивать коммуникативную компетенцию; развивать различные каналы восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического).
Воспитательные: Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества; формировать коммуникативную, деятельностную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников; формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу.
Приемы руководства деятельностью детей на занятии :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности: игровая, проблемная ситуации
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия : беседа, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, дидактические игры, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей : показ слайдов, комментирование, использование наглядного и раздаточного материала, определение и демонстрация способов изготовления, продуктивная деятельность (аппликация из бумаги).
4. Приемы поддержания интереса у детей : ситуация выбора, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности.
Создание среды для организации и проведения занятия : мультимедиапроектор, презентация, материал для выполнения заданий и продуктивной деятельности (аппликации).
Виды детской деятельности на занятии :
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Изобразительная (аппликация)
Музыкальная
Ожидаемые результаты:
- расширение и активизация словарного запаса
- умение детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитание нравственных качеств;
- умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи.
Критерии оценки деятельности детей на занятии
1. Ребенок задает вопрос.
2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
3. Проявляет самостоятельность.
4. Обращается за помощью к взрослому.
5. Сопереживает.
6. Эмоционально реагирует.
План занятия :
1. Вводная часть: 2 мин.
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
2. Основная часть: 20 мин.
Проектирование решений проблемной ситуации.
Выполнение заданий.
Продуктивная деятельность
3. Заключительная часть: 3 мин.
Оценка продуктивной деятельности детей
Подведение итогов занятия
Длительность занятия 25 минут
Ход занятия
1. Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня нам пришло срочное видеосообщение:
(На экране появляется Шапокляк).
Шапокляк : Здравствуйте, девчонки и мальчишки!
Я старушка хоть куда:
И умна, и молода!
Со мною всюду крыска
По имени Лариска.
Шапокляк : Надеюсь вы меня узнали? Я Шапокляк! Люблю все портить, менять и забирать! Так вот, расскажу вам маленькую тайну! У одного мальчишки Вани и девчонки Вики, я забрала первые звуки из их имен и теперь (смеется) их зовут. аня и …ика. А чего вы не смеетесь? Я и до ваших имен доберусь!
Воспитатель: Какой ужас, дети остались без имен. Ребята, думаю проделки Шапокляк нужно срочно остановить! Только как это сделать? Надо подумать
Дети: Вернуть первые звуки в имена детей!
2. Основная часть.
Шапокляк : Думайте, думайте! Все равно у вас ничего не получится! Вернуть имена детям смогут только те ребята, которые все знают о звуках, смогут рассказать мне о них, а еще справиться с самыми сложными заданиями, которые придумала – я Шапокляк!
Воспитатель: Ребята что же делать? (ответы детей)
Воспитатель: Уважаемая Шапокляк! Мы с ребятами расскажем о звуках и выполним все твои задания, а ты вернешь именам детей, первые звуки!
Воспитатель: Но, чтобы справиться с заданиями, которые приготовила Шапокляк, нам необходимо подготовиться.
Воспитатель:
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку,
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Разбудим язычок:
(Развитие артикуляционной моторики: «Улыбка») :
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Воспитатель: Поработаем над развитием дыхания и голоса :
Очень жаркий день-денёчек! (Длительный вдох носом)
Дунь – подунь, мой ветерочек, (Длительный выдох ртом)
Ветерочек-ветерок, (Короткий вдох носом)
Дунь подунь, мой ветерок. (Короткий выдох ртом)
Воспитатель: Ребята напомните мне, что забрала у ребят Шапокляк?
Дети: Первые звуки в именах).
Воспитатель: Как правильно зовут ребят, у которых Шапокляк украла звуки в именах?
Дети: Ваня и Вика.
Воспитатель: Какие звуки были украдены из имен?
Дети: Звуки В и Вь.
Воспитатель: Дайте характеристику звуку В, какой он?
Дети: Звук В – согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета.
Воспитатель: Верно! Дайте характеристику звуку Вь, какой он?
Дети: Звук Вь – согласный, мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета.
Воспитатель: Молодцы, отлично прошли подготовку! Готовы выполнить задания, которые приготовила Шапокляк?
Дети: Да!
Дидактическая игра «Твердый-мягкий»
Воспитатель: А вот и первое задание! Предлагаю подойти к мольбертам и рассмотреть перфокарты, на которых изображена буква В и картинки на эту букву. Разделимся на две команды. Участники называют картинки и определяют, с какого звука начинается слово : с мягкого или твердого. Если название картинки начинается с твердого звука В, то каким фломастером обводим картинку?
Дети: Синим фломастером.
Воспитатель: А если название картинки начинается с мягкого звука Вь?
Дети: Обводим зеленым фломастером.
Воспитатель: Как быстро команды справились с заданием! Верно, назвали все картинки и определили с какого звука начинается слово!
Дидактическая игра «Один - много»
Воспитатель: Ребята, посмотрите - мяч! (Обращаю внимание детей на лежащий рядом с мольбертом мяч). Видимо это Шапокляк нам его подбросила, чтобы мы поиграли в игру «Один-много».
Воспитатель: Встанем вкруг! Я бросаю мяч и называю слово со звуком В - Вь, а вы называете во множественном числе, например: Врач – врачи.
Воспитатель: Воробей
Дети: Воробьи
Воспитатель: Волк
Дети: Волки
Воспитатель: Ворона
Дети: Вороны
Воспитатель: Ведро
Дети: Ведра
Воспитатель: Велосипед
Дети: Велосипеды
Воспитатель: Вилка
Дети: Вилки
Воспитатель: Веник
Дети: Веники
Воспитатель: Варежка
Дети: Варежки
Воспитатель: Ветка
Дети: Ветки
Воспитатель: Водопад
Дети: Водопады.
(На экране вновь появляется Шапокляк)
Шапокляк : Я смотрю, вы все знаете? А как вам мои дразнилки? Слушайте внимательно и определите лишний слог:
Ва – Во – Ву – Ви
Шапокляк : Какой слог лишний?
Дети: Лишний Ви
Шапокляк : Верно! А почему лишний именно слог Ви?
Дети: Во всех слогах звук В - твердый, а в слоге Ви - мягкий.
Шапокляк : Правильно! Слушайте дальше и определите лишний слог: Ви – Ве – Ва - Вя
Дети: Лишний слог Ва.
Шапокляк : Угадали! А почему лишний именно слог Ва?
Дети: Во всех слогах слышится мягкий звук Вь, а в слоге Ва, звук В твердый.
Шапокляк : Раздразнить вас, у меня не получилось! Посмотрим, как справитесь с загадками!
Шапокляк :
Видали мы его не раз
Он скачет в двух шагах от нас,
- Чик-чирик! Чик-чирик!
Кто к этой песне не привык?
Всю жизнь свою среди людей
Проводит смелый… (На экране появляется воробей)
Воспитатель: Какой звук в этом слове первый?
Дети: Звук В
Воспитатель: Звук В твердый или мягкий?
Дети: Твердый
Шапокляк : Спелая ягода красного цвета,
Косточка в яркую шубу одета.
Ветер листочки колышет чуть слышно.
Ягода та называется (На экране появляется вишня).
Воспитатель: Какой звук в этом слове первый?
Дети: Звук Вь
Воспитатель: Звук Вь твердый или мягкий?
Дети: Мягкий.
Дидактическая игра «Потерялся звук»
Воспитатель: Звук В потерялся, чтоб его найти, я беззвучно произнесу звук и громко остальную часть слова, а вы целиком слово: …аза …аленки …олны …ышка …ыстрел …ата …арежки …оин …ыдра …ыставка …анна …аренье …олос …ырез …афли …олк …ышивка …ыход.
Дидактическая игра «Путаница»
Воспитатель: Шапокляк перепутала все предметы, в словах которых, первый звук В или Вь (На экране появляются перепутанные предметы, назовите предметы, которые вы увидели и определите, какое слово лишнее?
Воспитатель: Какое слово лишний?
Дети: Ветер
Воспитатель: Почему?
Дети: В слове Ветер, первый звук Вь - согласный, мягкий. В остальных предметах слова начинаются на звук В. -твердый
Физминутка
«Мы ветра не боимся»
Воспитатель: «Ветер начинается, (Поднимаем руки над головой, машем вправо – влево)
В звуки превращаемся! (Плавно опускаем руки вниз, встряхиваем кистями рук)
Чтобы ветра не боятся (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
С ним нам надо поиграться! (Прыжки на двух ногах)
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли звуки погулять (ходьба по кругу друг за другом)
Тихо - тихо все идут (ходьба с высоким подниманием колен)
Песенки свои поют
Ветерок вдруг налетел (Машем руками перед собой)
Испугался Звук, присел (Присели)
Головою покачал (Качаем головой вправо - влево)
Страх пропал, а звук привстал (Подскоки на месте)
Больше ветра не боимся. (Из глубокого приседания прыжок вверх.)
С ним играем, веселимся:
Топаем ногами, хлопаем руками (Топаем ногами, хлопки в ладошки)
Весело нам тут играть (Повороты вокруг себя)
Заданья нужно выполнять». (Дети идут на места.)
Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания, а Шапокляк все веселится и не возвращает звуки в имена детей. Нужно, что то придумать!
Воспитатель: Есть идея! Как вы думаете, если мы соберем цветы и подарим Шапокляк, она станет добрее?
Воспитатель: Да! Шапокляк станет добрее и вернет звуки в имена детей!
Воспитатель: Приглашаю вас в цветочную мастерскую, где собирают необычные цветы – «Звуковые ромашки»!
(дети рассаживаются за рабочие столы)
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, нам необходимо подготовить к работе наши пальчики. (Звучит спокойная музыка)
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Посадили зернышко, (Положим в ладошку «зернышко»)
Выглянуло солнышко! (Кисти сжимаем – разжимаем)
Солнышко, свети – свети!
Зернышко, расти – расти! (Ладошки вместе руки вверх)
Появляются листочки, (Пальчики «здороваются» по очереди)
Распускаются цветочки! (Начиная с большого, кисти «распускаются»)
Воспитатель: Обратите внимание, у вас на столах в тарелочках лежат лепестки ромашек, на них нарисованы предметы в названии, которых есть звук В или Вь. На одной ромашке живут слова с мягким звуком Вь, а на другой с твердым В.
К синей серединке приклеим лепесточки с картинками в названии, которых есть звук В, т. к. он обозначается синим цветом, а к зеленой – лепестки с предметами, в которых звук Вь, т. к. он обозначается зеленым цветом.
Не забываем о правилах пользования кисточкой и клеем. Берем кисточку за «юбочку» тремя пальчиками, набираем ей клей и намазываем клеем серединку, к которой приклеим лепесточки, после пользования кисточкой, положим кисточку на подставку, чтоб не испачкать стол клеем.
Продуктивная деятельность «Собери цветок».
А теперь посмотрим, какие ромашки у нас получились. Предлагаю разместить наш букет на выставочном столе
Вы собрали очень красивые и необычные цветы. Букет из «Звуковых ромашек».
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Аня, из каких слов состоит твой цветок?
Дети: Собрала ромашку, на которой живут слова с мягким звуком Вь.
Воспитатель: Вика, какого цвета серединка у твоего цветка?
Дети: Синяя.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что на моем цветке, живут слова с твердым звуком В.
Воспитатель: Ребята, подскажите, для чего мы создали такой красивый «Звуковой» букет?
Дети: Чтобы подарить Шапокляк.
Шапокляк станет добрее и вернет украденные звуки в имена детей!
Воспитатель: Верно ребята! Давайте скорее подарим цветы Шапокляк!
(На экране появляется Шапокляк)
Воспитатель: Уважаемая Шапокляк! Мы выполнили все твои задания, и хотим с ребятами подарить тебе эти цветы.
Шапокляк : Ой, спасибо вам ребята! Мне еще никто никогда не дарил цветов. Вы оказались очень грамотными и выполнили все мои задания. За это я вернула именам детей, первые звуки! И обещаю, больше нечего не портить, не менять и не забирать. На память обо мне, хочу вам подарить вам свой портрет, который вы сможете дома раскрасить. А мне пора возвращаться домой. До свидания, ребята!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Ребята, Шапокляк стала добрее и вернула звуки в имена детей.
(педагог хвалит детей по итогам занятия)
Воспитатель: Вы сегодня были большие молодцы! Наше занятие подошло к концу и нам пора возвращаться в группу.