Екатерина Куприянова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Звук и буква Э. (Старшая группа)
Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры, развивать мелкую моторику рук, слуховое внимание.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук [Э] и буква Э“» размещена в разделах
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Ход занятия
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
1. Игра с мячом «Назови первый звук в слове»
Повторение раннее изученных гласных звуков. Воспитатель называет слово и кидает мяч ребёнку. Дети называют первый звук, кидают мяч обратно. Кто правильно назвал садится за стол.
Слова: аист, улица, индюк, укроп, игла, апельсин, абрикос, индеец, улитка, енот, ёлка, йод, окно, осень, Иван, Ира, уголь, Астра, огонь, ель, океан, Алиса, Ева.
(число слов должно быть по количеству детей).
2. Знакомство со звуком [Э].
Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Звук [Э].
Характеристика звука [Э] :
звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначать будем красным цветом.
Давайте проверим можно его петь. Э-Э-Э-Э (пропеть тихо; громко)
3. Упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]» :
э, а, э, у, о, э, у, ы…
4. Давайте подумаем какие слова начинаются на звук [Э] (варианты ответов детей)
На доску прикрепляются картинки. Воспитатель называет слова, голосом выделяет первый звук :
эскимо, экскаватор, эскалатор, эхо, электричество, электричка, эклер.
А какие имена людей, начинаются на звук [Э] : Эдик, Эмма, Эмилия, Элеонора.
Отгадайте загадки, назовите первый звук в отгадке :
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
У детей во рту само
Быстро тает (эскимо)
Роет землю он ковшом,
Сам большой и ковш большой (экскаватор)
5. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]) :
автобус, эхо, апельсин, арбуз;
электричка, эхо, Эдик, усы.
Физкультминутка «АУ!» (развитие слухового внимания)
Дети встают в круг, в середине стоит один из детей (например, Саша). Дети ходят по кругу и проговаривают слова: "Саша, потерялся ты в лесу, мы зовем тебя - АУ! - Ну - ка глазки закрывай, кто позвал тебя узнай" Ребенок (Саша) закрывает глаза, а один из детей (по выбору воспитателя) зовет его: "Саша, АУ!". Саша должен по голосу определить кто его позвал. Игра продолжается несколько раз.
Дети садятся на свои места. Работа с заданиями на листочках.
6. Знакомство с буквой Э.
Буква Э открыла рот :
То ль зевает, то ль поет. (О. Гофман)
Найти и подчеркнуть все правильно написанные буквы Э, обвести букву по пунктирным линиям.
Итог занятия
Какой звук мы учились правильно произносить? Он какой? (гласный или согласный) Почему он гласный? Какие слова вы запомнили на звук [Э].
«Цветы и бабочки».
На поляне (на полу) растет 3 цветка:
Красная роза (узнал много нового) ;
Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно) ;
Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).
Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим.