Екатерина Требушная
«Хорошие и плохие поступки». Конспект занятия для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - Содействовать формированию умений анализировать свои поступки, прогнозировать последствия своих действий, способствовать развитию у детей чувства ответственности.
Задачи:
-Обобщить и систематизировать представления детей о правилах культурного поведения; о значении таких понятий как: доброта, уважение, вежливость, доброжелательность;
-Развивать способность анализировать поступки героев из прочитанного материала, коммуникативные навыки, познавательный интерес;
-Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.
Ожидаемые результаты:
Темочки:
- сформированная адекватная оценочная деятельность дошкольников, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих;
- умение оценивать положительные и отрицательные поступки;
- понимание детьми того, что не следует совершать плохие поступки
Материалы и пособия: отрывок из рассказа Л. Т. Толстого «Косточка», словарь С. И. Ожегова, карточки с изображением поступков, синие, красные и желтые кружочки, конверты.
Содержание НОД:
Вводная часть
1. Утренний круг. Введение в тему, постановка цели.
-Здравствуйте, ребята! Встаньте в круг. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу. Предлагаю вам рассказать стихотворение руками:
Небо ясное над нами,
Твердь земная
под ногами,
Мир дороги открывает,
Солнце свет нам посылает,
Солнце поднимается,
Сердце открывается,
Согревается земля,
С ней и я!
II. Основная часть.
1. Беседа.
- Сегодня я хочу поговорить с вами о ваших поступках и ответственности за них. А что же такое поступок? Как вы понимаете это слово? (высказывания детей).
- Хорошо. Давайте обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова и посмотрим, какое определение слову «поступок» даётся в нем.
Поступок - это совершённое кем-либо сознательное действие с определённой целью, намерениями и последствиями.
- А вы совершали когда-нибудь поступки? Как можно сказать о поступках в двух словах: какие они могут быть (плохие и хорошие) Мы поговорили о поступках, которые несут в себе и добро и зло.
По каким признакам можно определить поступок хороший или нет? (если поступок приносит страдания, боль другим или имеет разрушительную силу – это плохой, если чувство радости, удовольствия, помощь - это хороший).
- Поступки, которые несут в себе зло – это не просто поступки, это – проступки. А что такое проступок? Давайте ещё раз обратимся к словарю.
Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность.
За хорошие поступки нас благодарят и любят, а что мы получаем за плохие поступки - проступки? (высказывания детей)
- Правильно, за плохие поступки нам приходится отвечать, т. е нести ответственность!
2. Практическое упражнение «Какой поступок?»
– Ребята, фотограф прислал нам фотографии, давайте их рассмотрим (сначала рассматриваем две большие иллюстрации).
– Что вы видите на фотографии?
– Как вы думаете, почему здесь плохой (хороший) поступок?
– Как бы поступили вы?
– Возьмите по одной фотографии маленького размера, рассмотрите внимательно их и каждый из вас расскажет, какой поступок хороший или плохой у него запечатлен на фото. (Дети рассказывают).
– Ребята, у меня два конверта — в один (синий) положим фотографии с плохими поступками, в другой (красный) — с хорошими.
– Я думаю, что мы с вами будем делать хорошо и не будем плохо.
3. Беседа с детьми «Брать чужие вещи — это хороший или плохой поступок?» по вопросам:
В начале беседы один из ребят рассказывает следующее стихотворение:
Что такое, что случилось,
Что это за «волшебство»?
Пропадают вещи, деньги, —
Может, это воровство?
-Что значит воровать?
-Какого человека называют вором?
-Почему люди воруют?
-Нужно ли наказывать за воровство?
-Можно ли в магазине взять игрушку (или другой предмет) и, не заплатив, идти домой?
-Можно ли брать чужую игрушку, если она тебе понравилась? Почему вы так считаете?
-Если ребенок домой приносит чужую вещь (игрушку, книгу, конфету, можно ли назвать его вором?
Обобщение ответов и подведение детей к мысли: брать чужие вещи без разрешения нельзя, это плохо.
4. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка».
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось их съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать посчитала сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, нехорошо; не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Вопросы для анализа:
-Что сделал Ваня, когда никого не было в горнице?
-Признался ли мальчик, что съел сливу, когда об этом его спросил отец?
-Почему он не признался в содеянном?
-Отчего мальчик побледнел и заплакал?
-Как вы думаете, ругали бы родители мальчика, если бы он сказал правду?
-Хорошо ли поступил Ваня, что солгал родителям? Ответы детей.
5. Физминутка в виде игры
- Я буду говорить поступки. А вы будете: если хорошо - прыгать на двух ногах и хлопать в ладоши. Если плохо - присядете на корточки. Начали.
Маме помогать.
Игрушки ломать.
Цветы поливать.
Место старшим уступать.
Сестрёнку обижать.
Взрослых перебивать.
Здороваться со всеми.
Кричать и шалить.
Игрушками делиться.
Чужое брать без спроса.
Кушать аккуратно.
По лужам бегать.
Молодцы ребята. Были внимательные.
6. Игра -ситуация.
1. Я всегда делюсь… игрушками со своими друзьями.
2. Если меня угостят конфеткой, …половинку я отдам маме, другу.
3. Я щедрый человек,. я всегда делюсь с друзьями, близкими.
4. Если мне не нравится человек, я не буду ничем с ним делиться?.
(щедрые люди всегда со всеми делятся) -повторить.
5. Если я принес в детский сад новую игрушку, я никому ее не дам, вдруг
сломают (не приноси в детский сад, играй дома).
6. Жадничать- это плохо, я никогда не буду…. жадничать.
-Ребята, поиграв в эту игру, мы познакомились с правилами воспитания
в себе щедрости. Щедрость – это очень хорошо.
7. Игра-задание "Ситуация из сказки".
-У вас под стульчиками кружки синие и красные. синий - это плохой поступок. Красный - хороший. Я объясняю ситуацию, а вы поднимаете круг нужного цвета.
— «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий)
— «Всех излечит, исцелит, добрый доктор Айболит!» (желтый)
— «Повадилась лиса в курятник кур таскать…» (синий)
— «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка.» (желтый)
— «Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой.» (желтый)
- "Попросилась лисичка к зайчику погреться, да и выгнала его из избушки и выгнала" (синий)
— «Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить» (желтый)
- Скажите ребята, а вы какие хорошие поступки совершаете?
- Какие чувства вы испытывали, когда совершали хороший поступок?
- Случалось ли так, что вы поступали плохо?
- Как вы думаете, мы с вами больше должны стараться совершать хорошие или плохие поступки?
- Почему вы так думаете?
- Конечно, мы должны совершать только хорошие поступки. Потому что добрые, хорошие поступки облагораживают людей. Мир становится богаче, добрее и лучше.
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
Дети отвечают на следующие вопросы педагога:
-О чем мы говорили сегодня? Что понравилось? Какие были трудности?
- Что такое хорошие и плохие поступки?
-Что вы запомнили? Почему нельзя воровать?
-А что делать, если случайно взял чужое?