Анна Гончарова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с твердыми и мягкими звуками [с]-[с’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная
Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Знакомство с твердыми и мягкими звуками [с]-[с’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание : Различение твердых и мягких согласных звуков.. Учить произносить звуки их твердо и мягко, различать слова со звуком «с», «сь». Развивать внимание, фонематический слух, речевое дыхание, мелкую моторику, закрепить правильное выполнение артикуляторных упражнений; Воспитывать интерес к звукам.
Предварительная работа: дидактические игры «Повтори», «Какой на ощупь?», «Куда спрятался?»
Материалы и оборудования: картинки со звуком с и сь, фишка синяя и зеленая
Планируемый результат: отвечают на вопросы воспитателя, пытаются правильно найти твердые и мягкие звуки.
Ход занятия.
Вводная часть:
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришёл необычный гость, а как его зовут вы, узнаете, отгадав загадку:
Всегда во рту, а не проглотишь.
Если б не было его не сказали б ничего.
Дети: Это наш язык. (На магнитной доске вывешивается изображение Язычка)
Основная часть
Воспитатель: Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. (На магнитную доску вывешивается домик Язычка). Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется".
Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик.
Воспитатель: Ребята, чтобы язык хорошо работал, на занятиях мы с вами сделаем гимнастику для языка.
1. «Вкусное варенье» : представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывай рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой.
2. Качели» : Давай покачаем язычок на качелях: улыбнись, открой рот, на счет «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счет «два» - подними язычок за верхние зубы. Повторять пять-шесть раз.
3. «Часики» : Давай покажем, как работают часики: улыбнись, открой рот, тянись попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повтори пять-десять
Воспитатель: Что такое звук? Сегодня мы поговорим с вами о твердых и мягких согласных звуках.
На какие две группы мы можем разделить все звуки?
Дети: Согласные и гласные
Воспитатель: Давайте пропоём гласные звуки
Воспитатель: На какие группы мы можем разделить согласные звуки? (ответы детей).
Язычок очень любит петь разные песенки. Однажды он пел: "И-и-и". Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: "И-и-и-и". (дети поют негромко вместе с воспитателем).
Воспитатель: - С-с-с-с, – полилась из крана вода.
- Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку.
- Хорошо, – согласился Язычок и запел: "С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)
Давайте споем «Песенку воды» вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам (дети вместе с воспитателем поют «Песенку воды» «С-с-с-с»).
Воспитатель: Закройте домик Язычка - ротик, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: "С-с-с".
Давайте послушаем, как песня воды получается у Алины (Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)
А теперь споем песенку все вместе (дети совместно с воспитателем повторяют ещё раз «Песенку воды»).
Воспитатель: Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.
Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.
Если петь «Песню воды» медленно и отрывисто ( вот так: с…с…с…с, то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним, и разрешите ветерку потанцевать (дети подносят к губам ладонь, но не прижимают к ним и медленно, отрывисто произносят звук «с»).
Воспитатель: Дружно, дети мы встаём и немного отдохнём.
физкульминутка «Катились колёса»
Катились колёса, колёса, Руки согнуть в локтях, совершать
колеса вращательные движения вперед
Катились колёса все влево, все косо. Вращательные движения локтями
назад
Скатились колёса на луг под откос, Наклоны туловища влево – вправо,
руки на поясе
И вот, что осталось от этих колёс. Выпрямиться, развести руки в
стороны
Воспитатель: и вот опять он запел: "Са-са-са". Что запел Язычок? (дети повторяют за воспитателем 3-4 раза.)
Воспитатель: Потом: "Ся-ся-ся, ось-ось-ось". (Повторяют за воспитателем 3-4 раза.)
Воспитатель: Теперь Язычок предлагает нам пропеть чистоговорки:
Су-су-су – ягоды в лесу.
Ус-ус-ус – на елке много бус.
Са-са-са – под кустом лиса.
Ас-ас-ас – свет в огне погас.
Со-со-со – у Кати колесо.
Ос-ос-ос – много, много ос.
Сы-сы-сы – на стене часы.
Ыс-ыс-ыс – котик ловит крыс.
Ся-ся-ся – поймали карася.
Сю-сю-сю – кашу съели всю.
Си-си-си – уехало такси.
Усь-усь-усь – в гости пришёл гусь.
Дети повторяют чистоговорки за воспитателем каждую по 2 раза.
Воспитатель: А теперь посмотрите на картинки в каких словах звук сь слышится мягко, а в каких твердо? Назовите.
Заключительная часть
Воспитатель: Дети, кто сегодня приходил к нам на занятие? Что мы сегодня делали на занятии? Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии
Дети: К нам сегодня на занятие приходил Язычок. Сегодня на занятии мы пели песенки и чистоговорки, играли с язычком.