Ольга Мамонова
«Уши — для красоты и не только». Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных.
Задачи:
• углубить представления о многообразии живых существ, населяющих нашу планету;
• развивать способность к суждениям;
• воспитать любовь к животным.
Материалы и оборудование:
иллюстрации «Длинноухий тушканчик», «Африканский слон», «Антилоповый заяц», «Фенек»; книга В. Бианки «Большая книга сказок»; двусторонняя голубая бумага, фломастеры.
Ход занятия
Педагог:
Два слухача на голове торчат. (Уши.)
У зверюшки - не макушке,
А у нас - ниже глаз. ([Уши.)
Совершенно верно, это уши. Давайте обратим наше внимание на изображение.
Воспитатель демонстрирует иллюстрации уха в анатомическом атласе.
Педагог: Человеческое ухо имеет три отдела: наружное ухо, среднее и внутреннее. Каждое из них имеет своё строение, а вместе они образуют своеобразную длинную трубку, уходящую вглубь головы человека. Наружное ухо начинается с ушной раковины. Это единственная часть человеческого уха, которая находится вне головы. Ушная раковина имеет форму воронки, которая улавливает звуковые волны и перенаправляет их в слуховой проход (он находится внутри головы, но тоже считается частью наружно уха).
Внутренний конец слухового прохода закрывается тонкой и упругой перегородкой - барабанной перепонкой, которая принимает на себя колебания прошедших по слуховому проходу звуковых волн, начинает дрожать и передает их дальше, в среднее ухо и, кроме того, отгораживает среднее ухо от воздуха. Среднее ухо сложено из трех ушных косточек, которые называются молоточком, наковаленкой и стремечком. Все они соединены друг с другом маленькими суставчиками.
Внутреннее ухо служит для восприятия звуков. Оно крепко прикреплено к костям черепа, почти сплошь закрыто костяным чехольчиком с отверстием, к которому примыкает стремечко.
Зная строение внутреннего уха человека, очень просто понять, как оно работает. Примыкающее к отверстию в стенке улитки стремечко передает свои колебания находящейся внутри ее жидкости. Дрожание жидкости воспринимается волосковыми клетками, которые при помощи слуховых нервов передают сигналы об этом в мозг. И уже мозг, его слуховая зона, обрабатывает эти сигналы, и мы слышим звуки.
Педагог: Уши нужны не только человеку, но и животным. И сегодня мы поговорим об ушах разных представителей животного царства.
Длинноухий тушканчик по праву считается самым ушастым созданием в мире. Длина ушей иногда может равняться длине тела (не считая хвоста).
Вид был обнаружен в пустыне Гоби. Встречается также в Монголии и в Северном Китае.
Тушканчика каждый может обидеть. Но орган слуха обладает у них очень высокой чувствительностью и воспринимает еле уловимые звуки на больших расстояниях. Поэтому уши помогают отследить движения даже самой мелкой живности в ночи.
Это забавное животное совершает прыжки до трёх метров в длину и до 1,5 метров в высоту, при росте в 9-10 см. А длинный хвост балансирует тушканчика в прыжке, особенно при резких поворотах. Двигаясь прыжками развивают скорость до 50 км/час.
От хищников убегают зигзагом. В самый ответственный момент разворачивают туловище влево, а хвост вправо. Обманутый хищник бежит за хвостом, а проворный тушканчик в это время скрывается в норе.
Зверек может обходиться без пресной воды, подпитываясь соком листьев растений, корневищ и луковиц. Поэтому вполне комфортно чувствуют себя в пустыне.
Уши являются мощным теплорегулятором - они увеличивают площадь поверхности тела и, таким образом сбрасывают лишнее тепло, чтобы тушканчика не хватил тепловой удар на палящем солнце при его активных скачках и прыжках
Уши африканского слона большие и округлые. Длина ушей может достигать 2 метров.
Эти животные используют свои огромные уши для защиты от африканской жары. Уши снабжены сетью крупных кровеносных сосудов, которые расширяются в жару и сужаются на холоде. В знойный день слоны слегка машут ушами, чтобы прохладный ветер овевал их расширившиеся сосуды, охлаждая текущую по ним кровь.
Заяц с самыми большими ушами - антилоповый заяц. Обитает в Аризоне (США) и в Мексике. Уши могут достигать 20 см в длину. Ими он может регулировать теплообмен во время жары: кровеносные сосуды в ушах расширяются или сокращаются в зависимости от ситуации.
Прыгает не вперед, а высоко вверх, как антилопа - отсюда и название вида. Может разгоняться до 60 км/ч. Питается травой, кактусами и даже землей, чтобы получить все необходимые микроэлементы.
Фенек - самый маленький представитель семейства псовых, лисица пустыни, осторожный и скрытный ее обитатель.
Фенек обладает самыми большими ушами по отношению к размерам тела среди всех хищных млекопитающих, до 15 см в длину.
Такая большая поверхность ушей обеспечивает снижение температуры тела в условиях жаркой пустыни и спасает организм от перегрева.
Также большие уши эффективны во время ночной охоты зверя, они улавливают малейший шорох.
Далее педагог читает сказку Виталия Бианки «Глаза и уши». Обсуждает прочитанное с детьми.
Педагог: Ребята, а сейчас, я предлагаю вам выполнить небольшое задание.
Оригами «Заяц»
Перед детьми перед детьми квадратные листы голубой бумаги, фломастеры и клей-карандаши.
Педагог: Берем лист бумаги и складываем его по диагонали.
Затем разворачиваем и делаем сгиб по другой диагонали. В итоге получили заготовку треугольной формы, состоящую из двух слоев бумаги.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Цель познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-701386-1739377440.jpg)
В нижней части (где располагается сгиб) необходимо сделать один отворот. Ширина его будет определять ширину ушек будущего зайки.
Вершину треугольника также требуется подогнуть (примерно на такую же ширину, как и нижний сгиб).
Правую часть заготовки будущего зайчика загибаем вверх и к центру, совмещая со средней вертикальной линией.
После этого повторяем то же самое с левой частью. Для большей надежности фиксируем эти сгибы с помощью клеевого карандаша.
В нижней части заготовки делаем небольшой треугольный сгиб, он требуется для того, чтобы наш зайчик мог стоять.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Задачи углубить представления о многообразии живых существ населяющих нашу планету развивать способность к суждениям воспитать любовь к животным](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-701386-1739377470.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Материалы и оборудование иллюстрации Длинноухий тушканчик Африканский слон Антилоповый заяц Фенек книга В](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-701386-1739377494.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Бианки Большая книга сказок двусторонняя голубая бумага фломастеры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-701386-1739377511.jpg)
Возьмем черный фломастер и нарисуем на мордочке зайчика нос и рот. После этого требуется нарисовать глазки и усики, данный этап работы можно предоставить ребенку.
Наш зайчик из бумаги готов.
Педагог: Ребята, вспомните про каких животных мыс вами говорила? Скажите, а чей уши вам понравился больше всего? Чем они помогают животным? (Ответы детей.)