Ольга Грунтова
Конспект открытого занятия по развитию речи «Зимушка-зима» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные:
• Активизировать и расширить словарь по теме;
• Учить составлять предложения из 4-5 слов;
• Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительного с существительным, навык словообразования);
• Продолжать развивать умение подбирать слова-признаки и слова-действия.
2. Развивающие:
• Развитие фонематического слуха;
• Развивать речевое дыхание, слуховое внимание и мышление.
3. Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к природе;
• Воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе зимой.
Предварительная работа:
• Беседы по темам «Зимние забавы», «Зима» с показом наглядности;
• Чтение художественной литературы (стихи о зиме, отгадывание загадок;
• Наблюдение за погодой во время прогулок;
• Проведение д/и «Времена года», «Составь предложение со словом …», «Четвёртый лишний», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Придумай слова со звуком …»;
• Проведение подвижных игр «Баба снежная», «Два Мороза»;
Материалы и оборудование: обруч с повисшим «дождиком», детский микрофон, «волшебная» палочка, игрушка снеговика, накидка белая для образа Зимы, сундук со снежинками, контейнер со снегом, мольберт.
Раздаточный материал:
Карточки снежинок, на обратной стороне которых картинки, относящиеся к разным временам года – на каждого ребенка;
картинки сюжетные «Зимние развлечения» – на каждого ребенка.
Словарная работа: забавы.
Ход занятия:
1) Вводная часть. Организационный момент.
Ребята заходят в группу, здороваются со взрослыми и становятся в круг.
Мотивация заинтересованности:
Педагог предлагает детям отгадать, кто сегодня к ним в гости придёт:
Лес укрыла одеялом,
Льдом озёра заковала,
Застудила все дома,
Это к нам пришла … (зима).
Воспитатель интересуется у воспитанников, как они догадались, что пришла зима, а не весна? (Ответы детей). Педагог предлагает показать, что ребята очень ждут в гости Зимушку. (Идут по кругу и проговаривают чистоговорку):
Ма-ма-ма- на дворе зима.
Мы-мы-мы- дождались зимы.
Ом-ом-ом- слепим снежный ком.
Ме-ме-ме- рады мы зиме.
(Во время проговаривания чистоговорки воспитатель набрасывает на себя накидку). Здоровается с детьми: - Здравствуйте, ребята! Я - Царица Зима. Я приготовила для вас подарки-снежинки, но сначала выполните все задания, которые я вам приготовила. Приглашаю вас в свои владения. Попасть туда можно через «волшебные» ворота.
2) Основная часть.
Проводится д/и «Скажи ласково»:
Цель: формирование умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: обруч с «дождиком».
Ход игры:
Царица Зима даёт установку ребятам – пройти через «волшебные» ворота в Царство Зимы можно, если назвать ласково слова:
Снег-снежок /снегирь-снегирёк
Снеговик-снеговичок/холод-холодок
Подарок-подарочек/шапка-шапочка
Ёлка-ёлочка/шарф-шарфик
Сосулька-сосулечка/ветер-ветерок
Санки-саночки
Мороз-морозец, морозушко
Горка-горочка
(Царица Зима хвалит ребят и дарит им первую снежинку, которую помещают на мольберт).
Далее дети садятся на стульчики, Зима обращает внимание на свой сундук и сообщает, что в нём находится её главный помощник, предлагает отгадать его.
Отгадывание загадки «Наоборотики»:
Цель: умение подбирать к заданным словам антонимы, и находить объект, подходящий под эти характеристики.
- В сундуке лежит «чёрный, горячий, летом поднимается в небо». Что это?
(Снег). Зимушка достаёт из сундука снег в контейнере. Затем предлагает посмотреть на него и сказать: снег какой? Что делает снег? Только отвечать хором не будем, до кого палочка дотронется, тот и отвечает.
Проводится словесная игра
Цель: формировать умение подбирать прилагательные и глаголы к заданному слову.
Материалы: «волшебная» палочка.
Ход игры:
Снег какой? – Холодный, белый, колкий, липкий, чистый, серебристый, блестящий, грязный, рассыпчатый.
Снег, что делает? – Падает, тает, кружится, ложится, хрустит, летает, липнет, рассыпается.
За выполненное задание дети от Зимы получают вторую снежинку (помещают на мольберт).
Далее Зима превращает дошкольников в «снежинки», дует на ребят, и они «летят» за свои столы. Потом превращает их в ветерок, теперь они должны подуть на снежинки, которые лежат на столах.
Проводится дыхательное упражнение:
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
Раздаточный материал: снежинки, картинки «Зимние забавы».
Ход упражнения:
Царица Зима предлагает ребятам сдуть в центр стола снежинки с картинок. Вдыхать нужно носом глубоко, щёки не надувать при выдохе.
После выполненного упражнения перед детьми открывается сюжетная картинка. Дошкольникам необходимо выполнить следующее задание – придумать предложения про детские зимние забавы.
Проводится д/и «Придумай предложение»:
Цель: формировать умение составлять связное предложение из 4-5 слов.
Раздаточный материал: сюжетные картинки «Зимние забавы».
Ход игры:
Перед началом словесной игры Зима интересуется, знают ли ребята, что такое забавы? (Предполагаемые ответы: игры, развлечения). Дети составляют предложения по своей картинке, начиная со слова «Зимой …». Примеры:
- Зимой можно кататься на лыжах.
- Зимой можно лепить снеговика.
- Зимой ребята катаются на санках с горы.
- Зимой дети катаются на коньках по льду. И т. д.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Цель создание условий для развития речи детей младшего дошкольного возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-213880-1739380953.jpg)
(За выполненное задание ребята получают третью снежинку).
Царица Зима предлагает выполнить следующее задание – среди снежинок, лежащих на столе, нужно найти одну, которая относится к зиме.
Игровое упражнение «Найди снежинку по теме «Зима»:
Раздаточный материал: снежинки, на обороте которых приклеены картинки, относящиеся к разным временам года (снегирь, зонт, санки, панама, зеленая трава, снеговик, Снегурочка, желтые листья, велосипед, сугроб, снежинка, ягоды и др.).
Найденные снежинки воспитанники показывают и называют по очереди: сугроб, снеговик, санки, Снегурочка, снежинка, снегирь. Далее Зимушка просит ребят сказать, какой звук они слышат в начале этих слов? (Звук «с»). Царица предлагает детям придумать свои слова с этим звуком. (Слон, сорока, сало, сова, сахар, Саша и др.)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Развивающие Развитие фонематического слуха Развивать речевое дыхание слуховое внимание и мышление](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-213880-1739380985.jpg)
(Зимушка благодарит ребят и дарит им ещё одну снежинку, которую также помещают на мольберт). Затем Царица Зима приглашает детей прогуляться.
Для предотвращения переутомления проводится физминутка «Снеговик»:
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
(имитация лепки)
Вот скатали первый ком.
(наклонившись, катают ком)
Вот такой большущий он.
(разводят руками)
Ком второй – чуть-чуть поменьше.
(разводят руки в стороны меньше)
Третий – это голова.
(чертят в воздухе круг)
Шляпа будет из ведра.
(над головой ставят ладони, как крышу)
Нос – морковка, а глаза –
(показывают пальцем)
Два весёлых уголька.
Всё, готов наш снеговик.
(потирают ладони)
У него довольный вид.
Дети находят снеговика, который тоже хочет с ребятами поиграть.
Проводится д/и «Закончи предложение»:
Цель: развитие умения изменять существительное по падежам.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель от имени снеговика начинает предложение, а ребята должны его закончить, добавляя и изменяя слово «снеговик».
- Мы решили слепить … снеговика.
- Ребята приделали морковку … снеговику.
- Девочки играли с нашим … снеговиком.
- Серёжа рассказал маме о … снеговике.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Воспитательные Воспитывать у детей любовь к природе Воспитывать интерес к изменениям происходящим в природе зимой](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-213880-1739381038.jpg)
Снеговик и Зима хвалят дошкольников, дарят снежинку. Зимушка сообщает, что ребята успешно все задания выполнили. Просит посчитать, сколько снежинок они получили в награду.
Д/и «Сосчитай-ка»:
Цель: развитие навыка согласования числительного с существительным.
Наглядный материал: картинки снежинок.
Ход игры:
Дети считают снежинки, размещённые на мольберте: одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок.
3) Заключительная часть:
Царица Зима прощается с ребятами и интересуется, за что они любят зиму? Дети отвечают в микрофон по очереди.
Пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать.
Нужно крепко всех обнять.
(Дети обнимают друг друга).